Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Поход на Рыбачий

В прошлом году я ходил в поход на Сейдоозеро. Проводник с того мероприятия, Лена, позвала в новый поход на п-ов Рыбачий, Мурманская область.

Поход состоялся с 21 июля по 1 августа 2019 года.
Забегая вперед - я оказался к нему не готов, ни по снаряге, ни по физо.

В поход должно было пойти 12 человек, 4 мужчин и 8 женщин, плюс подросток.
За неделю до один мужчина снялся по уважительной причине - упал с лошади и сломал ключицу.

Прогноз сначала показывал, что пара дней будут теплые, потом все холоднее и дождливее. На деле теплая погода стала жаркой и больше двух дней. Здесь оказался первый просчет. У меня вся одежда была на прохладную погоду, пришлось первые дни идти в термушке. Bamboo от СПЛАВа как всегда на высоте. Но по порядку.

На старте рюкзак весил примерно 22 кг, с палаткой и 2 л воды.

Я выехал 19 июля, приехал в Мурманск 20 вечером, часть группы меня встретила. Сбегали в магазин, купили местного Кольского светлого и заселились в хостел "ПРИЧАЛ". Душевно посидели до 3-4 утра. Спать не хотелось, належался в поезде.

В группе было два человека из Питера, 1 из Самары, 1 из Казани, остальные из Москвы и Подмосковья.

Утром 21 числа выдали групповой шмот. Мне досталось 4 модуля с едой, 1 450 г баллон с газом, 1 литровая бутылка сахара и 0.5 бутылка спирта. Один модуль - это один прием пищи группы, их вес сильно различался, модуль завтрака мог весить 0.8-1 кг, модуль ужина под 3 кг. Поэтому точно сказать сколько весила выкладка я не могу. Условно 30 кг.

Приехал автобус, что-то древнее, привет из 1960-ых, и мы часов 8 тряслись, забрасываясь на Рыбачий. Дорога ужасная, ехали не быстрее 10-15 км/ч. Много туристов на машинах и квадриках.

Точка старта - губа Эйна. За 10 дней предстояло пройти вдоль побережья, против часовой стрелки к м. Немецкий - самой северной европейской точке России.

Прибыли, быстро перекусили, закинули рюкзаки и пошли. Сразу же был брод, где скинули обувь, закатали штаны и быстренько перешли. Это был первый, потом я просто сбился со счета, сколько мы их прошли за все время, штук 25-30, не меньше))

Так как был вечер дня, то прошли буквально км 5 и встали лагерем.

Комаров были просто тонны. Я пытался использовать комариную сетку, но так как под рюкзаком жарко и сама погода в последующие дни была очень теплая, то потел я нереально под ней. Делюсь секретом хорошего антикомарина - деготь. Прекрасная вещь! Намазался и часа 2-3 порядок. К запаху привыкаешь, кожа становится бронзовой, как от загара. Девочки меня в шутку называли "старая шпала", т.к. я активнее всех этим мазался.

По снаряге. Большая тройка - старый верный круйзейдер 90+20 (2.8 кг), спальник каринфия дефенс 4 (2 кг) и палатка Nordway Orion 3 (4.8 кг). От последней цифры до сих пор скриплю зубами, но что уж поделать(((
Ботинки были новые, Meindl Kansas. Отличные ботинки, 5 баллов. Выдержали все! Намокли только когда бродили по мокрому мху несколько часов. Почти все время носил с гамашами Декатлона, тоже хорошая вещь.
В лагере носил "садовники".
Штаны Ramble от Сплав, ровно как и куртка Панцерлайт. Верх легкое термобелье Bamboo и XGO 2 фаза, теплое две штуки Polartec® Power Grid M2. Низ легкого термо был представлен только штанами от XGO 2 фаза. Теплую куртку я решил капитально - Л7 Борей и это оправдало себя на все 146%.
Две шапки, одна легкая бенька от Арктерикс, на ходу, вторая теплая XGO 4 фаза, надевал поверх первой, чтобы утеплиться. Кепка NFM. Первые дни носил ее козырьком назад, чтобы шея не сгорела от солнца.
Перчатки бундесармии, на перевалах очень пригодились, жаль, одну я потерял.
Трекинговые палки СПЛАВ, с кольцами снизу. Очень пригодились, так как палка не проваливалась в болотах и мхах.
Была довольно крупная аптечка, т.к. я взял спрей в нос, таблетки от горла и от простуды в больших количествах.
Чего мне не хватило?
Мембраны, как ходовой куртки. На перевалах было пздц как ветрено и холодно....
У моего соседа по палатке, Леши, была мембрана от СПЛАВ - Баланс. При все своих невеликих показателях - отличная штука оказалась. Мне очень понравилась.
Еще, надо было брать легкую утепляшку, типа Атома, под Панцерлайт, для переходов или теплое термо от Сиверы.
В аптечку надо было брать крем от загара - руки обгорели и были искусаны так, что распухли. Еще нужен был крем от натертостей, хотя бы бепантен.

Рюкзак получился в итоге тяжелый, но хуже всего было девочкам. Им постоянно нужна была помощь в подъеме рюкзака, чтобы надеть его. У девушки из Казани лопнула фурнитура на поясе рюкзака, пришлось привязать там веревочку. Она пошутила, что рюкзак дал ей "бывший", видимо, отомстить хотел))

Миша, парень работающий сварщиком в Москве, но по роду из Краснодарского края, постоянно бегал за рыбой и приносил солидный улов, так что мы первую половину путешествия часто ели уху. Готовил он нереально вкусно.

Первые два дня втягивались. Было много бродов. Один раз на обеде искупнулся в реке, когда еще было жарко. Нашли там нечто вроде "ванной", где спокойно можно было полежать.

Не могу сказать, что природа поражала как-то. Довольно однообразно, на самом деле, все было. Подьем на перевал, потом спуск, несколько часов на плато, потом снова подьем на перевал. Видно далеко, но в этом ничего особенного - просто от горизонта до горизонта поля мха и мелких озер.

На одном привале в низине вышло стадо оленей. Олени встали в круг и начали носиться. Штук 300-500. Впечатляло. Но еще круче стало, когда в бухте стала нарезать круги подлодка. По моему, проект 667 "Дельфин". Только представьте себе - в поле зрения одновременно АПЛ и стадо оленей)))

Во время второго дня у меня случилась неприятность. Каким-то образом перенапряг стопу и это вызвало спазм голени. Слава Богу, Леша оказался врачом, ветеринаром, и он сделал мне крайне болезненный, но эффективный массаж голени. Дали таблеток, бинт, и я пошел дальше.

К концу второго дня на лагере нас догнали несколько человек на багги и квадриках. Солидные, богатые дядьки, т.к. все это было не прокатное, а личное. Со слов одного из них багги стоит 1.5-2 млн рублей, американский. Праздник алкоголя, который они закатили вечером, мне не очень понравился, но плохого это ничего не вызвало.

На следующий день была вынужденная полудневка. Одной девушке было нехорошо.
Прогулялись в радиалке вокруг.

Должен заметить - нигде не видел такого количества памятников погибшим в ВОВ. Их было десятки. Причем часто вида обелиска с 3-5 фамилиями и званиями. Это очень внушало. На крупных памятниках, например экипажам погибших кораблей, мы стреляли из "выстрелов охотника" в небо.

На этой же полудневке я испытал нереальный кайф, купаясь в водопаде.

Но вот вторая половина дня была так себе. Лена дала своему сыну плеер и отправила его вперед. Этот шкет, "маленький ручной орк", как я его называл, шустро ушел вперед. Мы неслись за ним, кричали, чтобы он остановился, но он делал вид, что не слышал. В общем, когда его догнали и остановили, нога моя просто затвердела. Пока идешь - еще ничего. Но когда стартуешь с привала - боль просто адская. Хотелось убить этого "орка". Но я пришел самым последним, он уже сидел под одеялом растерянный, видимо, все "воспитания" уже были сделаны до меня. Тут испортилась погода, подул ветер, пошел дождь и наконец-то исчезли комары. Как ни странно, это приободрило меня.

К вечеру дошли до Цыпнаволока, где находилась бывшая метеостанция. Хозяина не было на месте, но была договоренность, что мы можем там поставить лагерь и даже воспользоваться баней. На веранде ужинали и это было очень кайфово, сидеть за столом на скамейке.

В Цыпе была полноценная дневка, но пока все гуляли, я полдня сидел на веранде, берег ногу.

Здесь я понял в чем прелесть походной гитары, был ночной квартирник. Это было здорово, по моей личной заявке пели некоторые песни КИНО. И здесь я, к своему стыду, впервые в жизни услышал Визбора - Перевал.

В видео я "сварил" все записи выступлений девушки с гитарой, за весь поход.

К этому времени от ветра треснула секция дуги в палатке, мы с соседом поменяли ее, благо была запасная. Но я сделал вывод, что палатка совсем не подходит для ветров Рыбачьего. Через пару ночей лопнула другая секция и ее уже было нечем заменить, только замотать скотчем.

Стало холодно настолько, что я был вынужден идти под рюкзаком в Л7(!). Ветер просто сдувал с дороги, с одной стороны на другую. На привалах были моменты, когда мы все дружно вместе садились, рядом друг с другом - настолько сильный ветер был и так холодно было. Временами налетал дождь, но он как-то не беспокоил, по сравнению с холодом.

Еще пару дней почти что "бега" и мы вышли в заброшенный военный городок, где поставили палатки внутри ангара. Т.к. пол бетонный, то все палатки поставили на что-то, чтобы не так холодно было. Моя стояла на поддоне и двери. Здесь и дров смогли набрать из досок достаточно, чтобы жечь костер.

Эта дневка оказалась как нельзя кстати для меня. Я был на пределе. Нога болела и постоянно взрывалась на старте после привала. Было холодно, не могу это описать - просто суко пронизывающий холод. Ты не трясешься, но очень некомфортно. А т.к. после рюкзака ты всегда мокрый, то мерзнуть приходится даже под Л7.

Мозолей не было, но я на свою голову решил попробовать носить на ногах полиэтиленовые пакеты, т.к. ботинки от всех бродов, мхов и дождей все же были мокрые. Идея оказалась полное говно, а стопы у меня приобрели пред-траншейный облик.
Объясняю почему идея говно. Ботинки мембранные. Носков сухих хватало, с кулмаксом. Буквально час-другой утром и ботинки в принципе обсыхали, если в мох не лезть, конечно. А шли мы теперь почти все время по дороге. Так что пакеты были не нужны.

На дневке ходили на "экскурсию" по заброшенным домам. Нашли на фундаменте подпись строителей - ДМБ-69. А записи на стенах казарм о последнем ДМБ датировались 99-01 гг.
Никогда не думал, что бродить по "заброшке" может быть так интересно. Ангары, ремзоны, брошенный кунг с 66-го, казармы, общежитие. В жилых домах было грустно - немало брошенных вещей, в том числе детских, будто бежали...

После городка дорога пошла вдоль Баренцова моря, часто по пляжам. Это было по настоящему красиво - море шумно и бурно разбивалось об берег... На пляже нашли пару банок колы и редбула, с норвежских рыбаков, как я понимаю, море вынесло. Все употребили))

Предпоследняя ночевка была уже в виду мыса Немецкий. Дул сильный ветер, а во время прохода за водой, я увидел старый ДОТ времен войны, в идеальном состоянии. Не было только пулеметов и дверь висела на одной петле. Так как живем только раз, я предложил напарнику just for fun переночевать в ДОТе.

Вообще, многое делалось ради фана. Часто вечером не хотелось спать и мы гуляли до моря. Поверьте, сидеть и смотреть на бушующее море можно бесконечно. Полярное лето - когда не темнее вообще и солнце даже в 2 часа ночи висит на горизонте - это очень необычно. И вот, ты сидишь на камне, светло, а море накатывает на берег. Состояние соцерзательное...

Позвали девчонок с гитарой в ДОТ)) Был чудесный "квартирник" в старом ДОТе, при свете "петзлов" и развешенных ХИСов.

На Немецком сфотографировались около маяка, который как бы символизирует самый север РФ.

С приключениями выезжали. Дорога в некоторых местах шла по пляжу и ее подтопило приливом. Ехали прямо так...

В Мурманске мы с Лешей завалились в ирландский паб и как следует нарезались, отмечая конец похода. Как сказал Леша - мне будет не хватать круглых глаз водителей джипов, которые смотрели на нас как на психов. Их глаза становились еще больше, когда мы говорили откуда идем))

В общем, подводя итоги - для меня поход был крупным стресс-тестом. Сначала было жарко и комары. Потом нога. Потом холодно и ветер. Все время нога. Часто я был на пределе своей психики. Спасала железная мысль - этот день обязательно закончится. Ну и знание, что силы всегда есть, еще чуть-чуть, но есть.
И я теперь, закрывая глаза, вижу перед собой бушующее море и хочу туда вернуться.

Олег Чегодаев, путешественник:

"Растерянность - то чувство, которое охватывает меня в первые дни после возвращения к жизни обычного городского человека.
С одной стороны на меня обрушивается поток повседневных дел и забот, с другой громадным пластом лежат и требуют к себе внимания материалы из путешествия, фотографии, видео, эмоции и воспоминания, с третьей наступает пора думать о будущих маршрутах и приниматься за их организацию.

И как счастье вспоминается простая жизнь в маршруте. Когда все просто и понятно. Есть цель и нужно ее достичь, на пути возникают сложности, вопросы, препятствия, но они не отвлекают, не уводят в сторону, они все органически вписывается в километры и время, отделяющие тебя от результата.

Быть может, это и есть ответ на вопрос:
- «Зачем?»

Для того, чтобы в этом невероятно суетном, разрывающем на части мире получить простую, ясную цель, идти к ней и, достигнув ее, стать победителем.
"

Прошу извинить за сумбур, время очень поджимает, решил писать сейчас и как есть, пока свежи воспоминания. Есть вопросы - пишите, уточняйте.

Трек по gps 140 км. Это только переходы.
Всякие радиалки, ходьба по лагерю, прогулки на ночь - добавили еще хрен знает сколько.
Мой браслет выдает 235 км за все-все.

Ссылка на альбом фото в VK

Tags: foto, поход, снаряга

• Любопытная статья

https://lostarmour.info/articles/harkov-rhyme Интересная статья. О начале наступления на Харьков. Отставки и назначения. Проблемы хохлов. Удары по…

• Необычные УАЗы

Источник https://vk.com/artillery_club 73‑мм тяжёлое противотанковое ружьё СПГ-9 со специальным лафетом на внедорожном легковом автомобиле…

• Ситреп

Немного яда, извините накопилось( 1) Уничтожение дивизион С400 и удар по РЛС «Воронеж-ДМ» - это какая линия? Не красная? РЛС, как я понимаю,…