Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Интервью. Командировки СОБР на Кавказ. Часть 2



Navy Seal: Использование ГП-25, насколько часто применялись, насколько были эффективны.

- Года до 2011 таскал его постоянно и большую часть сотрудников в группе им обеспечил. Так же постоянно с собой был 6Г30. Но по назначению, лично мне с него (гп) ни разу по противнику стрелять не пришлось. Не было подходящего случая.

Navy Seal: Надбавки за боевые.

- С 1999 по 2000 включительно, нам, как офицерам, за каждый день в зоне КТО платили по 950р (примерно). Зарплаты тогда были 2500-3500 в месяц. Так что можете представить, сколько я получил сразу за три месяца, после первой командировки. Дали мне в кассе несколько новых пачек денег. Я рассовал их по карманам. Пошел в дежурку, получил пистолет и поехал домой. Дома еще долго морщил лоб, думая куда бы их спрятать по надежнее. В 2001 году "лафа" закончилась. Стали закрывать дни по минимуму. Правда после нас передали в "серьезные" руки. От этих рук исходили в наше ведомство серьезные ходатайства, им не смели отказать, и поэтому нам еще пару годков закрывали по 20-25 дней в месяц. Потом выплаты прекратились совсем, и остались лишь дни за выслугу лет. Районы, где мы стояли, всегда были зоной КТО. Дни нам закрывали постоянно 1 за 3.

Navy Seal: Как противостояли грязи в мокрый сезон?

- Использовали так называемый на жаргоне "шуршун" или "шелестяшку". То есть комплект одежды из непромокаемого покрытия. Если работали часто, то его даже не стирали. Так, снимешь, потрясешь немного, сухая грязь сама отвалится. Одевали его поверх теплой тканевой формы. С водой, особенно зимой, вообще были проблемы. Стиральных машин тогда у нас не было. Стирались в тазиках. Так что шуршун изредка в воде пополощешь и пойдет. В первые годы у нас кроме УРАЛов и БТР другой техники вообще не было. На БТР и зимой, и летом, как правило сверху, на броне. Я внутри вообще не мог находится. Ничего не видно, шум скотский. Наверху хоть и холодно, но зато на свободе!

Navy Seal: Менялась ли как-то активность боевиков в зависимости от сезона года? Например, в Афганистане из-за погодных условий, зимой талибы прекращают боевые действия, а весной ежегодно объявляют "наступление".

- Когда число бойков заметно поубавилось, то они стали действовать мелкими группами. Так же и в лесу бродили, и в населенных пунктах гадили. На базе зимой могли оставить несколько человек зимовать, остальные спускались и "работали" в городах. В одну из командировок, в 2001 году с февраля по май, стояли в Грозном. За все три месяца не помню ни одного обстрела. Мы стояли в очень выгодном месте, с крыши нашего "дома" просматривался почти весь город. Так что по ночам было тихо. Но подрывы были очень часто. По всей Чечне.

Navy Seal: Как на месте происходило обеспечение транспортом, и каким. Какой был действительно нужен, что думаете о том, что выдавалось на деле.

- Что бы там не говорили о наших высоких руководителях, транспорт был всегда. Пусть немного, пусть не того качества, но был. Основной транспорт в 1999 это УРАЛ 4320. Машина для войны, этим все сказано. Чуть позже, в начале 2000 из "дома" пригнали БТР. Он пробыл с нами до 2004 г. Был подорван, но служил нам честно и хорошо. Про БТР есть песня - "БТР наш трудяга, работник войны, и его как могли мы от пуль берегли". Наверное основная проблема не с транспортом, а с обеспечением качественным топливом, запчастями и тех.обслуживанием. Это была, есть и, наверное, еще долго будет серьезной проблемой. Кто в теме, тот знает, что "тыл" это государство в государстве. Живущее, по одним им известным правилам и законам. Например "раздатку" на БТР мы купили за 30 т.р. в 2003 году. Получить было невозможно. А "купить" - пожалуйста. Люди, которые разбирались в технике и могли ее починить в полевых условиях были богами! К счастью, у нас такие были. Ты можешь быть отличным стрелком, спортсменом или просто отличным парнем, но если группу этих отличных парней где то зажали во время движения, то тут одна надежда, на технику и на "водилу". После "самоделок", году так в 2001-2002 пошли "покемоны", профессионально изготовленные бронированные машины УРАЛ. И в 2002 году у наших соседей произошло ЧП. Должны были выдвинутся на задачу 12 сотрудников, 6 от нас и 6 от соседей. В итоге поехали только соседи. У "покемона" была бронекапсула в кузове и бронекабина. Но бронекапсула была с фанерной крышей и пол кузова не был бронирован. 10 сотрудников сидели в капсуле. И вот именно в то место, где броня заканчивается и начинается фанера. прилетел выстрел из РПГ. Стреляли с крыши пятиэтажки. Итог. Двое погибло, двое тяжелых 300, остальные контужены. Прошли годы - появилось много новых моделей. У всех есть как положительные моменты, так и отрицательные. В горах, где нет нормальных дорог, на мой взгляд лучше "шишиги" или простого бортового урала, не найти. Броня там, просто в разы ухудшает проходимость. В дождь на гору подняться трудно, а спустится еще сложнее. О всяких квадроциклах и багги мы и сейчас мечтать не смеем. В 2012 году получили мы бронированный, двухмостовый КАМАЗ.

По трассе он летел больше 100 не напрягаясь, а горах мог застрять на влажной травке. На спусках в дождь его разворачивало поперек дороги. Страху натерпелся. В кабине был кондер, а в капсуле, только печка. В теплую погоду возвращались с задач, парни из кузова вылезали "вареные", как космонавты из центрифуги. Капсула тесная, все в броне, духотища. Лишь пулеметчику было свежо, он торчал открытый по пояс сверху. В городских условиях короткая база наоборот была плюсом, мог легко пролезть и развернуться в узких местах. В горных аулах, где двум ослам тесно, трехмостовые камазы с трудом работали. Так же был у нас бронированный уазик "ЕСАУЛ".

Простой, неприхотливый, но движок для такой массы немного слабоват, и самое главное - двери маленькие. Выскочить из него в бронежилете и с оружием - проблема. Броня у него по 3 классу защиты, поэтому бронежилет необходим, плюс БК на тебе. Я не толстый и не громила, но за руль в броне сесть не мог. Руль упирался в живот. Бронированные "ГАЗЕЛИ", да простят меня производители с конструкторами и "счастливые" обладатели данных гантраков - просто шляпа. Движок стоит родной. И если по прямой она еще едет и даже разгоняется, то в горах, просто плакать хочется. Еле ползет, движок греется, кипит. Отсюда огромный расход ресурса. Сейчас пошли очень неплохие бронированные "ПАТРИОТЫ".

Navy Seal: Условия работы. Что преобладало - адресная работа, РПМ, работа в качестве ГБР или обеспечение безопасности каких-либо следственных или официальных мероприятий?

- Занимались всем. Начиная от "зачисток" и блокпостов, до засад и адресов. Последнее - вот это наше. А блокпосты.......имитация бурной деятельности. К счастью мы относительно недолго занимались этой имитацией, но осадок остался. За все время "работы" на блокпосту, а у нашего сводного отряда их было два, я не могу припомнить какого либо приемлемого результата. Все зависит от руководителя группы или управления, у которого ты в оперативном подчинении. Если это грамотный руководитель, то и работать ты будешь по "профилю". Если наоборот, то начальство всегда право, кругом, шагом-марш и результаты работы мне, чтоб каждый день.

Navy Seal: Как прошел первый огневой контакт в составе тех командировок?

- 31 декабря 1999 г. мы приготовились встречать новый год. И вот уже вечером нам приспичило, чтоб непременно смотреть первый канал. До этого только видеофильмы смотрели. И я вызвался установить антенну на крыше. Раньше же этого сделать было нельзя. Результат, мне перебило пальцы на левой руке, безымянный до сих пор кривой, как ручной стартер. Мне военные врачи ( в/ч заехала к нам на ПВД два дня тому назад) вкололи промедол, сшили мяско на пальцах. На сломанный палец наложили лангет и сказали , что мне еще очень повезло. Молоденький лейтенантик крутил на пальце кольцо с УЗРГМ и пальцы ему оторвало. Два дня "войны" и домой, на инвалидность. А, 1 января 2000 меня с утра повезли в Гондурас (Гудермес) в "нормальный" госпиталь. Ехали мы в старинном "ментовском" уазике с "собачником" Задняя левая дверь у него не открывалась и нас на заднюю сидушку уселось четверо. Мне сказали: оставь автомат и разгрузку и так тесно. Я послушался и оставил даже пистолет - дурак. На обратном пути, как только мы заехали на один из блокпостов, начался обстрел. Лупили с ПК и автоматов. Как позже стало известно, нападавших было трое. Водила-срочник, вместо того чтоб дать "по газам", выскочил из машины и улегся на асфальте. Старший машины, офицер, сделал тоже самое. А мы не можем открыть дверь!!! Сидящий у двери жопой прижал ручку и не может от волнения ее нащупать. Вперед не пролезть, между водительским сиденьем и пассажирским установлена р/ст. Конечно все это длилось секунды, но мне показалось очень долго. После нескольких матерных слов, дверь открылась, военные попадали на дорогу, а я и мой сопровождающий спрыгнули в кювет. На блок посту в прикрытии стояла ЗУ-23-2. Расчет занял свои места и дал в направлении бабаев несколько очередей. Я побежал обратно к машине, пнул солдатиков, чтоб они уползли с дороги и подобрал чей-то автомат. Мы тоже с напарником постреляли в сторону нападавших. Дистанция была примерно 350-400 метров между нами и противником. Покидали туда "воги", и минут через 10 прибыла маневренная бронегруппа. Они погнали "бармалеев" в лес и там их и достали. Пока бегал, где-то ударился поврежденной рукой, и снова пошла кровь. Измарал свежий бинт, и прибывшие хотели меня как "раненого" снова увезти в госпиталь)) Маленько похихикали и поехали домой. Вывод: не оставляй НИКОГДА оружие. Думай головой, а не жопой.

Ожидайте продолжения…
Tags: sobr, люди
Subscribe

  • кино

    График выхода кина этой осенью (которое интересно мне) Множественные святые Ньюарка /The Many Saints of Newark/, 23 сентября Не время умирать /No…

  • Фильмы

    Засмотрел парочку фильмов на неделе. 1) "Красный призрак". Долго думал как бы лучше его охарактеризовать, но Хорнет ака a_lamtyugov смог…

  • Безумцы

    Сериал "Безумцы/Mad men" выше всяких похвал. 5+/5 Только "Сопрано" находится на таком же уровне. Просто идите и смотрите. США, 60-е годы ХХ века. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments