Под катом статья от которой комок в горле стоит. Были же люди...
С начала века британское Адмиралтейство взяло на учет строящиеся суда, скорость которых превышала 17 узлов. Их владельцы получали субсидию, а в случае войны Адмиралтейство имело право на аренду этих лайнеров.
5 ноября 1940 года тысячью миль восточнее Ньюфаундлендской банки шел одинокий корабль. Это был рейдер кригсмарине "Адмирал Шеер". Его командир, капитан цур зее Кранке, имел информацию разведки: здесь должен находиться конвой HX-84, идущий с грузом из Галифакса. На исходе дня с "Адмирала Шеера" увидели британские суда. Высокобортный корабль, идущий во главе второй колонны конвоя, замигал прожектором, запрашивая у "Шеера" опознавательные.
С карманного линкора ответили абракадаброй, но эта уловка не обманула британцев. С мостика высокобортного корабля взмыли грозди красных ракет, а сам он повернул навстречу рейдеру.
Командир "Шеера" не знал, с кем имеет дело. Корабль отличался силуэтом от боевого, а значит, был одним из британских вспомогательных крейсеров, переоборудованных из быстроходных лайнеров. Их короткоствольные 4- и 6-дюймовые орудия не шли ни в какое сравнение с 280-миллиметровым главным калибром бронированного германского корабля, специально созданного для океанского рейдерства...
Бой начался на дистанции десять миль. Кранке открыл огонь, когда орудия вспомогательного крейсера не были опасны для рейдера. Первые четыре залпа легли рядом с целью. Пятый накрыл ее...
Корабль, шедший навстречу "Шееру", назывался "Джервис Бэй". Это был лайнер австралийской линии водоизмещением 14164 тонны, переоборудованный во вспомогательный крейсер. Высокие межпалубные пространства, ни грамма брони...
Бой продолжался 22 минуты и 22 секунды. "Джервис Бэй" превратился в кучу горящего металлолома, опускающуюся в воды океана. Но победителем из этого боя вышел не "карманный линкор", а вспомогательный крейсер! Из 38 судов конвоя, шедших из Галифакса, рейдер сумел уничтожить лишь пять. Остальные, предупрежденные красными ракетами, сумели скрыться под покровом ночи...
Давайте посмотрим на эту историю с точки зрения имитационного моделирования, одной из критических военных технологий наших дней.
Для того чтобы предсказать результаты боя, достаточно самой элементарной арифметики. Семь тонн стали каждую минуту посылали в цель пятидесятичетырехкалиберные одиннадцатидюймовки "Шеера". А оценивать вес залпа "Джервис Бея" не стоит. Бой шел на дистанциях, когда снаряды бывшего лайнера не могли достать врага. Участь вспомогательного крейсера была решена до начала сражения.
С судьбой судов конвоя разобраться тоже не сложно. Достаточно элементарных методов исследования операций, дисциплины, рожденной в ходе Второй мировой войны, еще до компьютеров, во времена расчетных ведомостей в полстола, механических арифмометров и датчиков случайных чисел на базе секундной стрелки или просто монетки... Тут, правда, есть некоторая неопределенность. Трудно предсказать, куда именно рванется в поисках добычи рейдер, какие именно суда погибнут, а какие дойдут до туманных берегов Альбиона. Но в целом задача определяется теорией вероятностей и математической статистикой, а исходными данными в ней являются скорость, которую обеспечивали "Шееру" его быстроходные дизели, и скорость, которую давали британским "купцам" их паровые машины, дальность обнаружения судов дальномером и время, необходимое для потопления судна... Применяя методы теории игр, можно было бы определить оптимальные стратегии для той или иной стороны... И это все было возможно в докомпьютерную эру!
С помощью современных средств моделирования было бы возможно смоделировать картину боя. Силуэты кораблей в океанской мгле, гром орудий и грохот разрывов, адский свист пара, вырывающегося из перебитых трубопроводов, и шипение горящей на переборках краски... Очень красочно, но очень мало!
Но есть еще то, что не поддается моделированию. Мужество и самопожертвование людей и офицеров Королевского флота, людей и офицеров Королевского морского резерва и Королевского флотского резерва. Они были достойны своего командира, кэптена Фиджена. Фиджен был ранен первым же попаданием. Ему оторвало одну ногу и повредило другую. Но наскоро перевязанный, в самом конце боя, когда "Джервис Бей" уже потерял ход, Фиджен полз к последнему уцелевшему кормовому орудию... Все это можно показать на экране. Как цифровое кино. Но сымитировать?.. Заставить того, кто сидит за имитатором, вести себя как Фиджен?.. Идти навстречу неминуемой смерти? - Ведь трудно предположить, что опытный офицер не мог предвидеть исход боя!
Что вело его - ненависть к немцам? Вряд ли... До войны Фиджен, командуя крейсером "Суффолк", спас 14 немецких моряков с теплохода, севшего на рифы близ Филиппин.
А как может вести человека на смерть старомодная порядочность? В наше время это трудно понять... Ведь удивляется же историк Игорь Бунич в книге "Влекомые роком" британцам, которые продолжали воевать с Гитлером, вместо того чтобы спасти Империю ценой заключения мира с неоязыческим нацистским режимом.
А на море... Двадцатый век был обрамлен двумя катастрофами. На "Титанике" спасли почти всех женщин, во всяком случае из верхних классов, политкорректность тогда еще не вошла в моду! А с парома "Эстония", затонувшего 28 сентября 1994 года, спаслось лишь 26 женщин, хотя среди 989 человек на борту их было больше половины (всего уцелело 111 человек). Зато доля спасенных моряков была вдвое выше, чем спасенных пассажиров. Такие люди вряд ли поймут Фиджена, а Фиджен вряд ли понял бы их... И если каким то чудом можно будет дать понять тому, кто сидит за имитатором, что ИСПЫТЫВАЛ, а не просто видел и слышал Фиджен, ведя своих людей на смерть, где окажется личность оператора моделирующей системы?
Позже историк Адмиралтейства С. Роскилл напишет: "Нехватка крейсеров вынудила использовать в их качестве переоборудованные лайнеры, но они скоро доказали свою несостоятельность". 22'22'' - это действительно скоро... Но воюют не корабли, а люди. И они труднее всего поддаются моделированию!
http://old.computerra.ru/offline/2000/345/2573/for_print.html