Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Category:

Монтегю Доусон: Честно и правдиво.

Оригинал взят у seleznev_ms в Монтегю Доусон: Честно и правдиво.


c4142445f9e8Сын морского инженера и заядлого яхтсмена, внук известного художника- мариниста Генри Доусона будущий легендарный художник- маринист Монтегю Доусон родился в Лондоне в 1895 году. Это была эпоха, когда пар практически закончил вытеснение парусов с океанских просторов, и любое появление клипера или винджаммера перед глазами юного Монтегю вызывало в нём чувство грусти по уходящей эпохе, но вместе с тем будило в нём романтика, а гены деда- художника приучали к наблюдательности, что впоследствии нашему герою очень пригодилось.
.b64e4d2ea5e0
   

После Первой Мировой войны Монтегю Доусон уже вполне состоялся, как профессиональный художник- маринист со своим стилем, почерком и пристрастиями. Он вполне "нашёл себя" в изображении известных парусников и чайных клиперов в открытом море. Глядя на живопись Доусона старые морские волки- парусники могли безошибочно определить на какой широте, какого океана, в какое время года изображено то или иное судно,- вот с какой скурпулёзной точностью художник изображал цвет неба и воды, присущие данному конкретному месту.
экстренная дозаправка
Монтегю Доусон. Экстренная дозаправка. Рисунок для газеты "Сфера".

Своей неподражаемой манеры письма художник достиг не внезапно. В течении десяти лет после Первой Мировой Доусон скурпулёзно оттачивал свою технику. Он поставил своей целью писать море так, как до него не удавалось ни одному художнику: четко и правдиво.
ночная погоня
Ночная погоня.
За свою долгую и весьма насыщенную творческую биографию М. Доусон создал ряд интересных работ, отображающих целый пласт морской истории Англии. Речь идёт о борьбе кораблей Королевского Флота, несущих службу по охране побережья с судами контрабандистов. О тех событиях во времена господства паруса, молодой Доусон узнавал от стариков- очевидцев ещё в то время, когда семья его отца жила на побережье Саутгемптона в доме, который так и назывался: "Дом контрабандиста". Находясь на службе в британском Морском Резерве, он слушал рассказы ветеранов, подробно изучая историю по этой (и не только) теме.
контрабандист
Убегающий контрабандист.
Интересно, что глядя на "контрабандные" полотна Доусона, порой задумываешься: кому же сочувствует художник,- морякам Королевского Флота или рисковым контрабандистам?

На палубе
На палубе.
Не важно на каком конкретно судне происходило то или иное действие, отображенное в его полотнах,- в серии этих картин важно впечатление от динамики слаженных действий палубной вахты, от их нелёгкого морского труда.
   В своих изысканиях Доусон  порой находил такие интересные документы прошедшей эпохи ( старые фотографии, чертежи, модели, "капитанские" картины ), осмысленно перенося их на свои последующие холсты, что современные исследователи диву даются: многое из того, что было в своё время доступно Доусону- уже недоступно им. Документы теряются, модели и картины переходят из рук в руки и зачастую тоже теряются. А по отдельным клиперам и винджаммерам на сегодня порой вообще нет никакой информации, кроме упоминания что такие-то и такие-то суда имели тогда-то место быть.
клипер макфарлайн
Клипер "Клан Макфарлейн"" под всеми парусами.

"Клан Макфарлейн" был построен в 1881 году фирмой "Рассел и Ко" для известного судовладельца девятнадцатого столетия Томаса Данлопа.
Это было железное судно длиной 249,1 футов и шириной 38,3 футов. Водоизмещение клипера составляло 1500 тонн. Судно обладало хорошими, но отнюдь не исключительными скоростью и мореходными качествами, благодаря которым оно интенсивно эксплуатировалось по всем направлениям, где ему находилось применение, как океанского грузоперевозчика.
В 1902 или 1903 году клипер был продан шведским судовладельцам, а в 1910 году- перепродан ими в Россию. В 1914 году "Клан Макфарлейн" был приписан к Выборгу, где и находился. Дальнейшая его судьба- неизвестна.

клипер дредноут
Клипер "Дредноут" был построен в 1853 году и ходил с пассажирами, грузами и почтой через Атлантику, пересекая её от Нью- Йорка до Ливерпуля в среднем за 11- 13 дней. Его рекорд на маршруте- 9 дней и 11 часов.

Леди и бродяга
Леди и Бродяга.
Одна из последних работ  Доусона, посвящённая пароходам.
Вроде бы обыкновенная сцена в океане с двумя идущими судами на закате. Но как по разному эти суда смотрятся! На переднем плане- видавший виды, немолодой уже океанский грузоперевозчик- труженик- Trump (бродяга), тяжело переваливающийся с борта на борт, дымящий сгораемым в его котлах угольком. На заднем же плане- "леди", большой и красивый океанский лайнер, величаво и неторопливо нагоняющий "бродягу". Всё как у людей!
Лайнер на заднем плане- это "Маджестик" ( бывший "Бисмарк"), доставшийся компании "Уайт Стар" от Германии после Первой мировой войны.

Обладатель многочисленных наград и званий, почётный член самых престижных художественных сообществ Великобритании, Монтегю Доусон честно заслужил своё звание "Самого знаменитого морского живописца двадцатого столетия". Умер художник в 1973 году.


полностью здесь:
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=209718

Спасибо М.Гончаров( Мичманъ)
 



 

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment