Сегодня - годовщина боя британского эсминца "Глоууорм" с германским тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер". Боя, ставшего образцом героизма британских моряков и давшего Королевскому флоту первый в этой войне Крест Виктории.
Первое боевое столкновение на море в ходе Норвежской кампании произошло утром 8 апреля 1940 г. на подходах к Тронхеймс-фьорду. Виной тому был британский матрос, накануне вечером смытый волной с палубы эсминца “Глоууорм”. Эсминец развернулся для поиска и вскоре потерял из виду своего флагмана. Продемонстрировав отменную морскую выучку, командир корабля лейтенант-коммандер Джерард Руп вскоре сумел найти потерянного матроса, и теперь медленно, 10-узловым ходом (идти быстрее было невозможно из-за волнения) “Глоууорм” пытался нагнать свою группу.
Эскадренный миноносец "Glowworm" и его героический командир Джерард Руп
К тому времени сильный ветер и волнение при минимальной видимости совершенно нарушили строй германского соединения, идущего к Тронхейму и Нарвику, и корабли оказались рассеянными по большой площади.
В 08:15 наблюдатели правофлангового “Ганса Людеманна” обнаружили неприятельский эсминец, внезапно вынырнувший из снежного заряда. Первоначально его опознали как канадский, типа “Рестигуш”, но на самом деле это и был “Глоууорм”. С британского корабля запросили прожектором: “What name?” На это находившийся на мостике командир флотилии капитан 2 ранга Иоахим Гадов приказал ответить: “Шведский эскадренный миноносец “Гётеборг”. Однако хитрость не удалась: британский эсминец открыл огонь, не причинив, правда, немцам никакого вреда, поскольку “Людеманн” быстро отвернул и скрылся из видимости.
Но инцидент на этом не был исчерпан. Около 9 часов с “Глоууормом” столкнулся другой германский эсминец – “Бернд фон Арним”. Теперь англичане были начеку и открыли огонь не раздумывая. Завязалась перестрелка, в которой ни одному из противников не удалось добиться попаданий, но оба доложили о контакте. Семибалльный шторм не позволил находившимся поблизости эсминцам “Пауль Якоби” и “Фридрих Экольдт” принять участие в бою, поэтому Лютьенс приказал “Хипперу” уничтожить противника. “Арним” начал отход к флагману, английский эсминец последовал за ним. Как вспоминал единственный, оставшийся в живых, офицер “Глоууорма” лейтенант Роберт Рамсей, командир эсминца прекрасно знал, что идет в западню, но он хотел выяснить, какие крупные корабли вывели немцы в море. Далее он надеялся, не вступая в боевое соприкосновение, проследить за их передвижением.
Схема боя "Адмирала Хиппера" с "Глоууормом"
В 09:20 крейсер двинулся на помощь, но и ему понадобилось целых полчаса, чтобы, преодолевая встречную волну, добраться до сообщенного места боя. С трудом отличив “Арним” от противника, в 09:59 командир “Хиппера” капитан 1 ранга Гельмут Хейе приказал открыть огонь из носовых башен с дистанции 45 каб. “С этих минут, - пишет Рамсей, - все на “Глоууорме” знали, что судьба эсминца решена”. Но дешево отдавать свои жизни англичане не собирались...
Серия снимков, сделанных с борта "Адмирала Хиппера" во время боя. Постарался расположить по хронологии.
Угроза торпедной атаки заставляла “Хиппер” держать неприятеля строго по носу, ведя огонь из башен “А” и “В”. Крейсер успел дать пять неточных залпов, после чего “Глоууорм” резко отвернул вправо, выпустил пять торпед и поставил дымовую завесу, одновременно начав передачу сообщения о противнике флагману на “Ринаун”. “Хиппер” без труда уклонился от торпед и тут же добился первого попадания, разбившего радиорубку эсминца. Затем артиллеристы крейсера дали еще два залпа, ориентируясь только по торчащей из дыма мачте британского корабля. Внезапно тот выскочил из завесы, разрядив в противника второй торпедный аппарат. “Хиппер” снова удачно сманеврировал, а его ответный залп лег накрытием. 105-мм зенитные установки крейсера открыли огонь, быстро всадив несколько снарядов в корпус, мостик и носовое орудие. Беспорядочный ответный огонь был неточным, так как центральный артиллерийский пост “Глоууорма” был затоплен. Эсминец попытался снова скрыться в не успевшей развеяться дымовой завесе.
Дистанция сократилась настолько, что в бой включились зенитные автоматы. Миноносец уже был охвачен огнем и дымом. Руп принял решение таранить противника. Его намерение было замечено Хейе слишком поздно; менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и в 10:12 “Глоууорм” ударил его в носовую часть с правого борта. Удар получился скользящим, но бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении четверти длины корпуса. Вышел из строя торпедный аппарат; корабль принял 528 тонн воды и получил небольшой крен на правый борт; из распоротых танков вытекло в море около 200 тонн мазута. Но в целом повреждения оказались впечатляющими только с виду и никак не повлияли на боеспособность.
"Глоууорм" таранит "Хиппера" (рисунок современного автора)
...и последствия тарана. Повреждения "Адмирала Хиппера". Фото сделаны в доке после возвращения крейсера из Норвегии
Кормовые башни крейсера успели сделать еще несколько выстрелов по оставшемуся сзади эсминцу, который уже начал тонуть. “Хиппер” прекратил огонь, развернулся и в течение часа пытался спасать храбрых английских моряков. Из 148 членов экипажа “Глоууорма” немцы подобрали только одного офицера и 30 матросов. Среди погибших был и лейтенант-коммандер Руп, которому почти удалось добраться до палубы крейсера, прежде чем он, обессиленный, сорвался в море.
Тонущий "Глоууорм"
Снимок, сделанный через дальномер "Адмирала Хиппера"
Подъем уцелевших британских моряков на борт тяжелого крейсера
Поведение “Глоууорма” и его командира явилось образцом воинской отваги, мужества и служения долгу. Лейтенант-коммандер Дж. Руп был посмертно награжден высшим британским военным орденом “Крест Виктории”. До последней минуты англичане пытались нанести противнику максимальный урон, а передатчик эсминца замолчал только тогда, когда немецкий снаряд разбил радиорубку.
Первое боевое столкновение на море в ходе Норвежской кампании произошло утром 8 апреля 1940 г. на подходах к Тронхеймс-фьорду. Виной тому был британский матрос, накануне вечером смытый волной с палубы эсминца “Глоууорм”. Эсминец развернулся для поиска и вскоре потерял из виду своего флагмана. Продемонстрировав отменную морскую выучку, командир корабля лейтенант-коммандер Джерард Руп вскоре сумел найти потерянного матроса, и теперь медленно, 10-узловым ходом (идти быстрее было невозможно из-за волнения) “Глоууорм” пытался нагнать свою группу.
Эскадренный миноносец "Glowworm" и его героический командир Джерард Руп
К тому времени сильный ветер и волнение при минимальной видимости совершенно нарушили строй германского соединения, идущего к Тронхейму и Нарвику, и корабли оказались рассеянными по большой площади.
В 08:15 наблюдатели правофлангового “Ганса Людеманна” обнаружили неприятельский эсминец, внезапно вынырнувший из снежного заряда. Первоначально его опознали как канадский, типа “Рестигуш”, но на самом деле это и был “Глоууорм”. С британского корабля запросили прожектором: “What name?” На это находившийся на мостике командир флотилии капитан 2 ранга Иоахим Гадов приказал ответить: “Шведский эскадренный миноносец “Гётеборг”. Однако хитрость не удалась: британский эсминец открыл огонь, не причинив, правда, немцам никакого вреда, поскольку “Людеманн” быстро отвернул и скрылся из видимости.
Но инцидент на этом не был исчерпан. Около 9 часов с “Глоууормом” столкнулся другой германский эсминец – “Бернд фон Арним”. Теперь англичане были начеку и открыли огонь не раздумывая. Завязалась перестрелка, в которой ни одному из противников не удалось добиться попаданий, но оба доложили о контакте. Семибалльный шторм не позволил находившимся поблизости эсминцам “Пауль Якоби” и “Фридрих Экольдт” принять участие в бою, поэтому Лютьенс приказал “Хипперу” уничтожить противника. “Арним” начал отход к флагману, английский эсминец последовал за ним. Как вспоминал единственный, оставшийся в живых, офицер “Глоууорма” лейтенант Роберт Рамсей, командир эсминца прекрасно знал, что идет в западню, но он хотел выяснить, какие крупные корабли вывели немцы в море. Далее он надеялся, не вступая в боевое соприкосновение, проследить за их передвижением.
Схема боя "Адмирала Хиппера" с "Глоууормом"
В 09:20 крейсер двинулся на помощь, но и ему понадобилось целых полчаса, чтобы, преодолевая встречную волну, добраться до сообщенного места боя. С трудом отличив “Арним” от противника, в 09:59 командир “Хиппера” капитан 1 ранга Гельмут Хейе приказал открыть огонь из носовых башен с дистанции 45 каб. “С этих минут, - пишет Рамсей, - все на “Глоууорме” знали, что судьба эсминца решена”. Но дешево отдавать свои жизни англичане не собирались...
Серия снимков, сделанных с борта "Адмирала Хиппера" во время боя. Постарался расположить по хронологии.
Угроза торпедной атаки заставляла “Хиппер” держать неприятеля строго по носу, ведя огонь из башен “А” и “В”. Крейсер успел дать пять неточных залпов, после чего “Глоууорм” резко отвернул вправо, выпустил пять торпед и поставил дымовую завесу, одновременно начав передачу сообщения о противнике флагману на “Ринаун”. “Хиппер” без труда уклонился от торпед и тут же добился первого попадания, разбившего радиорубку эсминца. Затем артиллеристы крейсера дали еще два залпа, ориентируясь только по торчащей из дыма мачте британского корабля. Внезапно тот выскочил из завесы, разрядив в противника второй торпедный аппарат. “Хиппер” снова удачно сманеврировал, а его ответный залп лег накрытием. 105-мм зенитные установки крейсера открыли огонь, быстро всадив несколько снарядов в корпус, мостик и носовое орудие. Беспорядочный ответный огонь был неточным, так как центральный артиллерийский пост “Глоууорма” был затоплен. Эсминец попытался снова скрыться в не успевшей развеяться дымовой завесе.
Дистанция сократилась настолько, что в бой включились зенитные автоматы. Миноносец уже был охвачен огнем и дымом. Руп принял решение таранить противника. Его намерение было замечено Хейе слишком поздно; менее маневренный крейсер не успел развернуться в бурном море, и в 10:12 “Глоууорм” ударил его в носовую часть с правого борта. Удар получился скользящим, но бортовая обшивка оказалась вдавленной на протяжении четверти длины корпуса. Вышел из строя торпедный аппарат; корабль принял 528 тонн воды и получил небольшой крен на правый борт; из распоротых танков вытекло в море около 200 тонн мазута. Но в целом повреждения оказались впечатляющими только с виду и никак не повлияли на боеспособность.
"Глоууорм" таранит "Хиппера" (рисунок современного автора)
...и последствия тарана. Повреждения "Адмирала Хиппера". Фото сделаны в доке после возвращения крейсера из Норвегии
Кормовые башни крейсера успели сделать еще несколько выстрелов по оставшемуся сзади эсминцу, который уже начал тонуть. “Хиппер” прекратил огонь, развернулся и в течение часа пытался спасать храбрых английских моряков. Из 148 членов экипажа “Глоууорма” немцы подобрали только одного офицера и 30 матросов. Среди погибших был и лейтенант-коммандер Руп, которому почти удалось добраться до палубы крейсера, прежде чем он, обессиленный, сорвался в море.
Тонущий "Глоууорм"
Снимок, сделанный через дальномер "Адмирала Хиппера"
Подъем уцелевших британских моряков на борт тяжелого крейсера
Поведение “Глоууорма” и его командира явилось образцом воинской отваги, мужества и служения долгу. Лейтенант-коммандер Дж. Руп был посмертно награжден высшим британским военным орденом “Крест Виктории”. До последней минуты англичане пытались нанести противнику максимальный урон, а передатчик эсминца замолчал только тогда, когда немецкий снаряд разбил радиорубку.