Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Category:

Гражданская война в США

Начал читать Гражданская война в США 1861-1865: Развитие военного искусства и военной техники

Про американских офицеров показалось любопытным.

Небольшая американская армия в мирное время не требовала от населения больших усилий для обеспечения ее личным составом. Система комплектования вооруженных сил была исключительно добровольной, хотя среди граждан США желающих надеть военную тюрьму было немного. В 19-м веке Америка по-прежнему была Страной Великих Возможностей, и абсолютное большинство ее жителей предпочитало добиваться богатства и успеха в бизнесе или политике, а не тянуть постылую солдатскую лямку за жалкие 6 долларов в месяц.

Поэтому основным источником пополнения армии США были эмигранты, в первую очередь ирландцы и немцы. При этом первые были предпочтительнее вторых, поскольку считалось, что они более способны к полевой службе, выносливее и отличаются большей сметливостью и предприимчивостью. Однако заставить своенравных и вспыльчивых ирландцев беспрекословно подчиняться своим офицерам и строго следовать требованиям уставов было нелегко. Единственным методом оставалась суровая армейская дисциплина, опирающаяся на целую систему телесных наказании, очень распространенных в американской армии, и эта система оказалась вполне работоспособной. По единодушному признанию европейских наблюдателей, таких, как полковник Флетчер или граф Парижский, регулярная армия США в 19-м веке была одной из самых дисциплинированных в мире.

Но для поддержания дисциплины одних наказаний мало. Многое зависело от умения, опыта и профессиональной подготовки тех, кто, собственно, и налагал дисциплинарные взыскания, т.е. от офицеров. В 19-м веке основной «кузницей кадров» командного состава американской армии была знаменитая военная академия Вест-Пойнт, штат Нью-Йорк. Набор воспитанников этой академии осуществлялся по так называемому принципу фаворитизма — открытого конкурса не существовало. Ежегодно 10 кадетов назначались самим президентом [33], и, кроме того, каждый избирательный округ, делегировавший своего представителя в Конгресс, посредством того же самого представителя отправлял в Вест-Пойнт и своего воспитанника.

Занятия в академии длились четыре года, в конце каждого из которых кадеты сдавали экзамены и те из них, кто не набирал определенного балла, безжалостно изгонялись из ее стен. Дисциплина была очень строга, пожалуй, еще строже, чем в армии. Сама система подготовки отличалась оригинальностью, не имевшей аналогов в Европе. В академии не существовало специализированных военных курсов и факультетов, посвященных углубленному изучению какого-нибудь одного рода войск, например, артиллерии или пехоты. Все воспитанники учились по одной и той же программе, в которой первый год отводился кавалерии, второй — пехоте, третий — артиллерии и четвертый — инженерным войскам. Таким образом, кадеты получали универсальное образование, и каждый из них поочередно становился то пехотинцем, то кавалеристом, то артиллеристом, то военным инженером. По окончании Вест-Пойнта его воспитанники выпускались в армию с чином 2-го лейтенанта и, согласно своим способностям, распределялись по родам войск.

Американцы всегда были нацией, с пиитетом относившейся к достижениям технического прогресса, и наиболее способные примерно из 45 кадетов, ежегодно покидавших стены академии, распределялись в артиллерию и инженерные войска. В результате самые талантливые из полководцев гражданской войны вышли из артиллерийских и инженерных офицеров: Роберт Ли — инженер, Джозеф Джонстон — артиллерист, Томас Джексон Каменная Стена — артиллерист, Уильям Шерман — артиллерист. Это, однако, не мешало им командовать при случае пехотными или кавалерийскими частями (Ли, например, был некоторое время командиром 2-го кавалерийского полка), возглавлять армии.

Напротив, неспециализированное образование, полученное в Вест-Пойнте, оказалось для них очень удачной подготовкой к гражданской войне. Как писал полковник Флетчер, «такого рода военное образование американских офицеров как нельзя более способствовало роду войны, которая им [34] предстояла, и делало их способными занять высокие места, на которые многие из них несмотря на мелкие чины, были призваны, как только началась война».

Обучение в академии Вест-Пойнт вырабатывало у офицеров американской армии еще одно важное качество. Кадеты на четыре года практически полностью отрывались сообщества; а посвятить себя военному делу в Стране Великих Возможностей могли лишь люди, в хорошем смысле слова, «одержимые», поэтому воспитанники академии представляли собой замкнутую, почти аристократическую касту, внутри которой господствовала атмосфера дружбы и армейского братства. Даже перемена рода деятельности, когда офицер после нескольких лет службы уходил в отставку, не могла разорвать этих дружеских уз, и офицеры, в прошлом воспитанники академии, поддерживали со своими бывшими коллегами и однокурсниками хорошие отношения.

Гражданская война стала для офицерского братства страшным испытанием. В обеих воюющих армиях практически не было офицера-профессионала, который не имел бы друзей за линией фронта. Большинство воспринимало такое положение вещей как ужасную трагедию, и даже генерал Джеймс Лонгстрит, человек, не склонный к излишним сантиментам, ставший в будущем одним из лучших командиров Конфедерации и правой рукой Роберта Ли, не смог скрыть своей горечи. «Это был грустный день, — писал он, — когда мы покинули товарищей всей нашей жизни и оставили двадцатилетнюю службу».
Tags: acw, book
Subscribe

  • Норвежский спецназ

    Просто так, красивое

  • Разведос и Диванный Эксперт

    Говоря о реальном ходе Специальной Военной Операции, нельзя обойти вниманием очень неприятный факт – мы медленно, но, верно, «стачиваем» нашу же…

  • Шведская реклама службы

    «Вооруженные силы изнутри» — это новый шведский сериал, который перенесет вас в боевые части Швеции ближе, чем когда-либо. (слоган рекламы)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments