Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Шоичи Сугита

Старший унтер-офицер Шоичи Сугита


Шоичи Сугита над Соломоновыми островами стал лучшим асом 204-о кокутая и одним из пяти лучших асов всей морской авиации Японии в целом.

204-й кокутай изначально нумеровался как 6-й кокутай.
Сформирован в апреле 1942 г. на авиабазе Касарацу, Япония. Принимал участия в налетах на Датч-Харбор (Алеутские острова), в битве за Мидуэй, над восточными районами Новой Гвинеи и Рабаулом.
Реорганизован в 204-ю авиагруппу в ноябре 1942 г. Расформирован в апреле 1944 г. Летчики кокутая одержали порядка 1000 побед в воздушных боях.

Сугита родился в 1924 г. в префектуре Ниигата.
В возрасте 15 лет он бросил сельскохозяйственное училище и поступил добровольцем в военно-морской флот.

Май 1941 года. Крайний справа стоит Шоичи Сугита, еще курсант.

В марте 1942 г. Сугита завершил курс летной подготовки и был в октябре направлен на базу Буин. Первый воздушный бой он провел 1 декабря 1942 г.: на пару с унтер-офицером 2-го класса Саи Канда Сугита сбил В-17 прямо над своим аэродромом. 28 декабря Сугита сбил над Буйном еще одну «Летающую Крепость».

2 января 1943 г. над Манда «Уайлдкэт» из эскадрильи VMF-121. До конца месяца Сугита записал на свой личный счет еще три истребителя F4F и один бомбардировщик В-24.

Сугита стал одним из шести летчиков, отобранных для сопровождения двух бомбардировщиков «Бетти», в одном из которых летел адмирал Ямамото. Как известно оба бомбардировщика были сбиты американскими «Лайтнингами». Эскорт не смог защитить Ямамото…

Отныне Сугита и остальные мечтали только об одном - погибнуть с честью. В течение последующих трех месяцев из боевых вылетов не вернулись четыре из шести летчиков эскорта, пятый, Кенджи Янагия , получил тяжелое ранение и был эвакуирован в Японию. Сугита же продолжал летать и оттачивать в воздушных боях искусство владения истребителем.

Первый раз Сугита встретился с «Корсарами» 12 июня 1943 г. над Гуадалканалом. Американские истребители принадлежали эскадрилье VMF-112. В первом же бою японец сбил одни F4U и повредил второй; оба самолета принадлежали эскадрилье VMF-122. свой последний «Корсар» Сугита сбил 25 августа. Летчики морской пехоты США рассчитались с обидчиком менее чем через сутки. «Корсары» из эскадрильи VMF- 214 или VMF-215 подловили Сугиту юго-восточнее Шортлэндса. Летчику все-таки удалось спастись, но он получил тяжелые ожоги. Сугиту отправили на лечение в Японию.

В марте 1944 г. Сугита был направлен в 263-й кокутай, в составе которого принимал участие в ожесточенных воздушных боях над Каролинскими и Маршалловыми островами. 8 июля он в составе шестерки «Зеро» (группу вел лейтенант Ясухиро Шигематцу, сбивший более десяти американских самолетов) в районе Палау столкнулся с «Хэллкэтами» из эскадрильи VF-31. Всех «Зеро», кроме самолета Сугиты, сбили американцы. Сугита смог дотянуть до атолла Пилилиу. Лишившуюся командиров и с одним способным подниматься в воздух самолетом группу расформировали через десять дней. Сугита и еще несколько уцелевших летчиков перебросили в северную часть Филиппин.

Следующим подразделением, в какое попал пилот, стал 201-я кокутай, дислоцировавшуюся на Филиппинах. Снова он принимал участие в нескончаемых воздушных боях. Сбивал самолет за самолет, терял боевых товарищей и оставался живым. К моменту возвращения в Японию на счету Сугиты значилось более 120 побед в воздушных боях(!).

Сабуро Сакая вспоминает: «Сугита, которому исполнилось 24 года (1945 год ), был блестящим пилотом. Он воевал, в основном, на Труке и на Филиппинах и претендовал на уничтожение примерно 120 вражеских самолетов. 20 января 1945 года он вернулся в Японию.

Однако эта цифра представляется значительно завышенной, поэтому лично я считаю, что он одержал около 80 побед. Сугита рассказал мне, что многие его победы должны считаться «вероятными» и не были подтверждены, так как боевая обстановка не позволяла провести тщательную проверку. Большинство столкновений происходило, когда Сугита защищался от многочисленных вражеских истребителей, поэтому он не имел возможности проследить, куда именно упал подбитый самолет, сгорел ли он в воздухе, или пилот выпрыгнул с парашютом. В то время мы не имели фотопулеметов, что серьезно мешало пилотам, которые хотели получить доказательства уничтожения цели.

Когда страна выигрывает войну, принимаются все меры, чтобы проверять и перепроверять заявления пилотов, как делалось у нас во время первых боев в долине Морсби. Но когда ситуация ухудшается, и война в воздухе превращается в оборону против превосходящих сил противника, точность донесений неизбежно страдает.

Однако никто не думал оспаривать великолепное летное мастерство Сугиты. Проследив за ним в бою, я пришел к убеждению, что он может считаться равным такому асу, как Нисидзава , а может быть, и превосходит его.»


Нет ничего удивительного в том, что выдающегося аса отобрал в свое элитное подразделение Минору Гэнда. Гэнда приступил к формиро­ванию «эскадрильи экспертов», вооруженной новейшими истребителями Шинден-Каи («Джордж»), в декабре 1944 г. на расположенной на острове Шикоку авиабазе Матцуяма.

Первый бой летчики 301-й авиагруппы провели 19 марта 1945 г. над главной военно-морской базой японского флота Куре. Сугита сбил три «Хэллкета».

Сабуро Сакаи: «Сугита продемонстрировал свое великолепное мастерство самым эффектным образом, когда 19 марта полк «Мацуяма» перехватил вражеские авианосные истребители во время налета на военно-морскую базу Куре. Перед этим налетом Япония уже несколько раз подвергалась ударам авианосных самолетов, и каждый раз они не встречали никакого сопротивления.

Но в этот день все сложилось иначе, хотя сначала американские пилоты об этом не подозревали. Радисты в Мацуяме внимательно слушали переговоры вражеских пилотов, которые приближались с юга. Можно было подумать, что они находятся в 1000 миль от зоны военных действий, так как они открыто обсуждали тактику атаки и свой строй.

В Мацуяме имелись около 40 истребителей, и все они немедленно были подняты в воздух. «Сидэны» должны были пройти крещение огнем именно в составе нашего полка. Они начали описывать широкие круги, держась чуть выше той высоты, на которой собирались лететь американцы. 60 пилотов, в том числе и я сам, остались на земле, потому что не хватало самолетов. Я имел великолепный обзор, находясь на башне управления полетами, с которой в бинокль видел все самолеты.

Бой начался в тот момент, когда «Хеллкэты» показались рядом с аэродромом. 2 звена «Сидэнов», которые имели преимущество в высоте около 1500 футов, спикировали на них. Сугита летел вниз, словно камень. Выходя из пике, он развернулся и всадил в «Хеллкэт» очередь. 4 пушки сразу доказали свою эффективность. Из мотора истребителя полыхнул огонь, и он задергался, явно потеряв управление. Сугита отвернул в сторону и устремился на второй «Хеллкэт», обстреляв фюзеляж и кабину. Американский истребитель закувыркался и рухнул в море. Теперь уже третий истребитель мчался на Сугиту. Но наш пилот не дал ему ни малейшего шанса. Его истребитель бросился вверх, перевернулся через крыло и выполнил изящную дугу на пикировании. «Хеллкэт» просто разлетелся на куски.

Истребитель Сугиты помчался дальше, направляясь к тому месту, где кипела основная схватка. Это было потрясающее зрелище. Все на земле смеялись и кричали, когда «Хеллкэты» один за другим падали вниз. Вернулись старые времена! «Хеллкэты» сражались за свою жизнь.»



Март 1945 года. Личный состав 301-й хикотай 343-о кокутая, аэродром Матцуяма.
Шоичи Сугита – третий справа во втором ряду.
Примечательно, что в центре сидит ветеран Перл-Харбора Минору Генда, по совместительству – и один из организаторв нападения на Перл-Харбор.


Сабуро Сакаи: ”В марте 1945 года произошла неслыханная вещь. Впервые в истории японский флот отступил от неписаной традиции, и в приказе была объявлена благодарность двум летчикам-истребителям. Только совершенно критическая военная ситуация могла подтолкнуть императорскую ставку на такой шаг. Благодарность была объявлена морскому летчику 1 класса Соити Сугита и мне. Мы оба служили в авиаполку «Мацуяма», и таким способом командование намеревалось поднять моральный дух летчиков.”

Старший петти-офицер Шоичи Сугита нашел свою смерть 15 апреля 1945 г. Американская палубная авиация атаковала аэродром Киушу, откуда налеты камикадзе могли угрожать эскадрам ВМС США. Ударную группу, перед которой стояла задача вывести из строя аэродром Каноя, был лейтенант-коммендер Роберт «Док» Уизеруп из эскадрильи VF-43. Как только «Хэллкеты» появились в пределах видимости с земли, к своим истребителям бросились Сугита и его ведомый унтер-офицер 2-го класса Тоями Миязава. Все это наблюдал Сабуро Сакаи. Приказным тоном Сакаи заорал: «Немедленно в укрытие». Бесполезно - Сугита уже влезал в кабину самолета.

Лейтенант-коммендер Уизеруп отлично видел подготовку к взлету истребителей противника. Что может быть проще, чем сбить самолет на взлете? Американец не упустил своего шанса. Уизеруп выждал, пока «Шинден-Каи» не занял всю сетку прицела, после чего нажал на гашетку. Сугита заметил трассы и среагировал немедленно, введя истребитель в вираж - слишком поздно! Лейтенант-коммендер не прекращал огня до тех пор. пока японский истребитель не скрылся в облаке огня и дыма. Через несколько секунд Уизеруп подобным образом расправился с Миязавой.

Согласно официальным данным Шоичи Сугита сбил 70 самолетов лично и 40 в группе. Посмертно Сугита получил энсина.

В мае 1982 года на встрече летчиков-ветеранов в Калифорнии Сабуро Сакаи познакомился с Уизерупом.


Истребитель А6МЗ модель 22 Шоичи Сугити, 204-й кокутай, Рабаул, июнь 1943 г.
Tags: асы, флот, япония, японская авиация
Subscribe

  • Перевод

    Уважаемый товарищ Лис закончил перевод " Чангиз Лахиджи. В полном боевом" Не смотря на налет хвастовства Лахиджи и самолюбования, книга приличная и…

  • Ведьмак

    Прочитал первые две книги "Ведьмака" Сапковского. Почувствовал себя так, будто мне снова 15. Мне тогда подарили четырехтомник Роберта Говарда. 1)…

  • Боб Ли Суэггер

    https://www.amazon.com/Game-Snipers-Bob-Lee-Swagger/dp/0399574573 In this blazing new thriller from Pulitzer Prize winner Stephen Hunter, master…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments