Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Энсин Каниюши Муто

Энсин Каниюши Муто
14,24 КБ



Сабуро Сакаи безапелляционно заявлял: «Муто - вот лучший летчик-истребитель Императорской морской авиации! Этот летчик владел «Рейсеном» также как самурай своим мечом». Справедливости ради, Сакаи был щедр на похвалы для своих друзей. Почти тоже самое он говорил и про Нисизаву, и про Шоичи Сугиту

Каниюши Муто родился в июне 1916г. в префектуре Аичи в семье бедного крестьянина. В июне 1935 г. он пошел на службу в военно-морской флот, где получил назначение простым матросом-кочегаром на эсминец «Уранами». Сообразительный парень быстро уяснил, что карьеру проще делать в морской авиации. После обучения искусству пилотирования самолета в 1936 г. он уже служил в авиагруппе Омура.

С началом войны в Китае Муто перевели в 13-й кокутай, в составе которой он одержал свою первую победу - сбил 4 декабря 1937 г. над Нанкином истребитель И-16. До конца своего пребывания на материке он сбил еще четыре китайских самолета. 30 апреля 1938 г. за свои достижения Муто был отмечен благодарностью в приказе.

Начало войны на Тихом океане Муто встретил в составе 3-о кокутая. Летчик принимал участие в налетах на Кларк-Филд и Ибо, в боях над голландскими колониями. В апреле 1942 г., незадолго до окончания малайской кампании, его отозвали в Японию.

В ноябре 1942 г. пилот получил назначение в Рабаул, в 252-й кокутай. Вместе с другими летчиками группы он сражался с американцами над Соломоновыми островами и Новой Гвинеей, за что был удостоен награды.

В ноябре Муто опять вернулся в Японию и получил назначение в кокутай Йокосука. Здесь он встретил своего старого товарища по войне в Китае Сабуро Сакаи; они служили в Йокосуке инструкторами. К лету 1944 г. военное положение Японии осложнилось настолько, что предназначенный для обороны столицы кокутай Йокосука пришлось перебросить на Иводзиму. 24 июня остров подвергся атаке «Хэллкетов», американцы устроили форменное избиение японских «Рейсен». Тем не менее, Муто и Сакаи сбили несколько американских самолетов.
В отчаянии Муто, Сакаи и его ведомые получили приказ атаковать корабли ВМС США в стиле камикадзе. Муто и два его напарника оправились в последний полет 5 июля. На подходе к цели их перехватили вездесущие «Хэллкеты» - атаки не получилось, японские пилоты вернулись на базу. Муто в отличие от Сакаи не смог сохранить своих ведомых - они оба погибли.

Вскоре после этого события неудавшихся камикадзе эвакуировали в Японию.

С началом налетов на Японию бомбардировщиков В-29 Муто принимал участие в обороне Токио, в составе кокутая Йокосука. Он с большим удовольствием летал на перехват больших групп огромных бомбовозов.

16 февраля 1945 года стал звездным часом Муто.

В районе Токио впервые со времен рейда Дуллитла появились самолеты авианосной авиации флота США. Муто как раз получил новейший истребитель "Шинден-Каи" («Джордж»), который он «позаимствовал» в испытательном подразделении своей авиагруппы. Некоторые считаю, что это был лучший японский истребитель того периода.

Комбинированная группа из "Рейсенов", "Шинденов" и "Райденов" схватилась над Токио с "Хэллкетами" из эскадрилии VF-82 авианосца "Беннингтон" (кстати, его название вам ничего не напоминает? (^-~) )
Муто в одиночку вступил в бой с 12(!) "Хэллкэтами". Воспользовавшись неожиданностью он сбил сразу двоих, а в ходе последовавшего боя - еще двоих, сумев перевиражить американцев. Последним пришлось отступить ни с чем, оставив поле боя за Муто.

Испытывая недостаток в героях, японская пресса после воздушного боя 16 февраля 1945 г. сделала героя из Муто, называя его "Небесным Миямото Мусаси"(sic!). Количество сбитых летчиком в одном вылете самолетов росло от газеты к газете, пока не достигло числа 12! Этот миф имеет хождение в среде любителей авиации и по сей день.

В июне Муто перевели в 301-й хикотай элитного 343-о кокутая. Он пришел на место погибшего в апреле Шоичи Сугиты. 24 июля Муто провел первый воздушной бой в составе «эскадрильи экспертов» над проливом Бунго. Эскадрилья атаковала американские палубные самолеты на об­ратном пути после удара по военно-морской базе Куре.

Это был его последний вылет....

Исследования, предпринятые в 80-е годы, показали, что Муто атаковал два «Корсара»(летчики энсин Роберт Спикмэн и лейтенант Роберт Эпплгейт) из эскадрильи VBF-1 и в коротком бою сбил самолет Спикмэна. На помощь «Корсарам» пришли два «Хэллкета» из эскадрильи VF-88 (лейтенанты Малькольм Кэгл и Кенн Нейер). Нейра постигла участь Спикмэна. Зато пара уцелевших американских истребителей навалились на Муто с удвоенной силой. Вскоре Эплгейту пришлось сначала выйти из боя, а затем покинуть поврежденный «Корсар». Кэгл - единственный из четырех пилотов, дравшихся с Муто, сумел вернуться на авианосец «своим ходом». Кэгл и Эпплгейт записали себе на счет этот одиночный японский истребитель. Кто из них конкретно поставил крест на дальнейшей карьере Каниюши Муто установить уже никогда не удастся...

Сакаи вспоминал: "Это были ужасные дни. Лучшие асы Японии гибли один за другим под огнем американских пулеметов. Через 2 месяца после Сугиты (2-й номер в пятерке лучших японских асов) встретил свою смерть Каниюши Муто, который сражался вместе со мной на Иводзиме. Муто одержал в воздухе 35 побед. Лучше всего его талант и бесстрашие характеризует то, что ему официально засчитали 4 сбитых В-29.
Едва мы оправились от шока, вызванного гибелью Муто, как всех нас потрясла гибель еще одного величайшего аса. Лейтенант Наоси Канно из авиаполка «Каноя» тоже погиб в районе Якусимы в горящем истребителе. Канно был особенно знаменит, благодаря своим успехам в борьбе с В-17 на юге Тихого океана. Из его 52 подтвержденных побед не менее 12 были одержаны над «Летающими Крепостями». Он первым из пилотов начал пикировать на «Крепости» спереди и обстреливал их во время лобовой атаки. Позднее пилоты Люфтваффе выяснили, что это самый надежный способ борьбы с мощными самолетами."


Посмертно Муто присвоили звание энсина. Официальные данные о победах аса в воздушных боях не известны, но историки полагают, что он сбил от 28 до 35 самолетов противника.

Все картинки кликабельны.
Муто при своих небольших габаритах обладал завидным чувством юмора.

N1K2-J - самолет Муто, апрель 1945 года

Просто четкая фотография N1K

Tags: Асы, флот, японская авиация
Subscribe

  • (no subject)

    Фото из ФБ Томаса. Сельма, та самая Сельма. Ей уже 12 лет. Упаковываясь в машину, Rasmus сказал, что слышал от коллеги из соседней нам…

  • (no subject)

    Случайно нашел и исправил серьезную ошибку в переводе "Jager – i krig med eliten". Здесь CLICK Вместо После небольшого отдыха я…

  • (no subject)

    http://bratishka.ru/anons.php Глава о работе датских телохранителей, из книги Томаса. Ожидайте в июньском номере. Стал доступен январский номер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments