Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Подполковник Татео Като

41,33 КБ
Майор Татео Като, командир 64-о сентая в ходе войны

Примечание.

64-й Сентай
Сформирован 01.08.1938 в Манчжурии.
Используемые самолеты : Ки-10, Ки-27, Ки-43("Хаябуса") и Ки-44.

Зона действия: Манчжурия (Халхин-Гол), Китай, Индокитай, Бирма, Таиланд, Одаг-Индия. После войны расформирован в Камбодже.
Комментарии: 64-й Сентай - самый знаменитый среди частей японской армейской авиации. В рядах сентая служило большое количество асов.
Во 2-й Мировой войне сентай одержал 258 (по другим данным - 317) побед за что получил девять благодарностей в приказе.


Татео Като родился в 1904 году, спустя несколько дней после того, как его отец был убит в русско-японской войне.

Ни у кого не было сомнения в том, что молодой Като также выберет военную карьеру, и тот в свой срок поступил в 37-й класс военного училища в июле 1925 года. Самолеты всегда очаровывали молодого кадета, поэтому вскоре Като добился перевода из пехоты в армейскую авиацию. В мае 1927 года он завершает летную подготовку в Токородзаве и направляется в 6-й Хико Рентай (истребительный полк – это старая система обозначений в японской авиции), дислоцировавшийся в то время в Пхеньяне. Там Като настолько хорошо показал себя в пилотировании биплана Кавасаки Ко-2, что командование наградило молодого пилота ценным подарком и позволило провести показательные вы­ступления по высшему пилотажу.

Затем Като работал инструктором в летных школах в Токородзаве и Акено, а в феврале 1936 года его назначили на должность командира одного из чутаев 5-го Хико Рентай.

В июле 1937 года началась война в Китае. 1-й Чутай 2-го Хико Дайтая, который возглавлял капитан Като, был отправлен на фронт. Опытные японские летчики, летавшие на Ки-10, показали свое полное превосходство над китайскими И-15. Напористые японцы начали захватывать превосходство в воздухе.
25 марта 1938 года был лучшим днем в жизни Татео Като. В тот день он сбил четыре китайских И-15. Когда же на вооружение японских авиачастей начал поступать новый истребитель Ки-27, японцы стали полными хозяевами в воздухе. К маю на счету 1-го Чутая было 39 сбитых самолетов противника, при этом собственные потери составили всего три машины. В этот период чутай капитана Като дважды отмечался в приказах командования. В мае 1938 года Като вернулся в Японию, имея за плечами девять сбитых самолетов противника - лучший результат в кампании.

Надо, однако, отметить, что по результатам современных исследований обе стороны конфликта очень сильно завысили свои счета побед – русские в 4 раза, японцы в 6 раз.

Прежде чем получить назначение на должность командира 64-го Сентая, Като поступил в военную академию и стал работать при генштабе. В это время его направляют в командировку в Европу, где он знакомиться с организацией люфтваффе.

Диспозиция перед войной выглядела так.
Японские ВВС, предназначенные для действий на Бирме и Малайе, перебазировались на аэродромы в Индокитае (в их число входил и 64-й). Сентай майора Татео Като (35 Ки-43-I и 6 Ки-27) базировался на аэродроме Дуонг-Донг, острове Фу-Куок.
В первые дни после начала войны на Тихом океане, сентай майора Като участвовал в сопровождении японских кораблей, шедших к Малайям.
2-й чутай лейтенанта Тадао Такаямы патрулировал конвой до сумерек. На смену им взлетело шесть Ки-43, ведомых Като.
Из-за плохой погоды и наступившей темноты группа Като вышла к конвою лишь в 19:10. Уже в 20:00 самолетам пришлось возвращаться, поскольку топливо кончалось. На обратной дороге истребители шли за бомбардировщиком, который вел весь отряд. В кромешной темноте три истребителя потеряли строй и пропали без вести.

Утром 8 декабря над районом высадки японского десанта в Кота-Бхару произошли первые воздушные бои. Самолеты 64-го сентая столкнулись с машинами 34-го дивизиона RAF (Blenheim Mk IV), летевшими бомбить десантные корабли. Лейтенант Йохеи Хиноки заявил один сбитый «Бленхейм». В действительности лишь один «Бленхейм» (V 5827) получил повреждения и совершил вынужденную посадку на аэродроме Мачанг. Отбомбившись, английские самолеты направились в Баттеруорт, чтобы там пополнить запасы топлива и боекомплект
Мы не будем здесь очень уж подробно рассматривать все бои 64-о сентая, остановимся лишь на тех, в которых участвовал Като.
22 декабря над Куала-Лумпуром состоялась самый большой воздушный бой малайской кампании. 18 Ки-43 из 64-го сентая, ведомые майором Такео Като, вылетели из Кота-Бхару и прибыли в район Куала-Лумпура в 11:40. Самолеты шли на высоте около 4000 метров. Пилоты 2-го чутая лейтенанта Тадао Такаямы первыми обнаружили 15 летевших ниже «Буффало» и атаковали их. Вскоре подоспели остальные «Хаябусы».
Всего пилоты 64-го сентая заявили одиннадцать сбитых самолетов противника, а еще четыре машины учли как сбитые вероятно. Три самолета записал на свой счет лейтенант Такаяма, а по одному -майор Като и еще 5 пилотов. Сам командир 2-го чутая, лейтенант Такаяма погиб в этом бою. По рапорту одного из пилотов чутая, у командирской машины отвалилось крыло, когда Такаяма выходил из пике. Однако на упавшем самолете отчетливо были видны следы многочисленных попаданий, поэтому можно предположить, что Такаяма был все же сбит. 453-й дивизион понес в том бою ощутимые потери: пять машин было сбито, а четыре получили повреждения. Сержант Мак Рид таранил японский истребитель и при этом погиб. По одному сбитому истребителю (почему-то опознанных как Me 109) записали на свой боевой счет сержанты Гриффите и Клер. После гибели лейтенанта Такаямы все Ки-43-I прошли проверку. В крыльях шести «Хаябус» обнаружились трещины. Эти самолеты удалось отремонтировать в течение ночи.
После серии боев 64-й сентай перебросили в Голландскую Ист-Индию.
Там Като едва не погиб - во время налета на Яву он, оторвавшись от основных сил, был по ошибке атакован летчиками из 3-о кокутая – элитная морская истребительная часть.
Самолет Като был поврежден, но он смог уйти и благополучно совершить вынужденную посадку.
После падения Явы сентай Като был переброшен в Бирму.
Надо отметить, что майор негативно относился к индивидуальным победам и поощрял коллективные действия пилотов. В отличие от командиров других сентаев, Като запрещал своим летчикам обозначать победы на фюзеляже.
Также – то, что Като сам вылетал на боевые задания, что было очень не характерно для командиров его уровня.

22 мая 1942 года аэродром, где базировался сентай подвергся бомбежке одиночного «Бленхейма». Бомбардировщик с низкой высоты сбросил бомбы на аэродром, затем набрал высоту и начал уходить над Бенгальским заливом.

Несмотря на элемент неожиданности, японцы успели поднять в воздух несколько истребителей Ки-43 64-го Сентая. Первым англичанина обнаружил старший сержант Йосито Ясуда (10 воздушных побед). Однако экипаж "Бленхейма" сумел организовать должный отпор и бортстрелок "Джок" МакЛаки «подбил» японца меткой очередью. Самолет Ясуды, получивший тяжелые повреждения, едва дотянул до аэродрома.

Следующим атаковал английский бомбардировщик капитан Масудзо Отани, но и его самолет получил порцию свинца из пулемета Виккерс и капитану ничего другого не оставалось, как повернуть назад.
Наконец англичан атаковал сам подполковник Татео Като, шедший во главе тройки Ки-43-1-Хей. Като первым устремился в атаку, но промахнулся и когда снова набирал высоту подставил брюхо. "Джок" Маклаки снова оказался на высоте и «пробил» самолет подполковника от кока винта до кончика хвоста. Ки-43 Като загорелся.
Очевидно понимая, что ему не дотянуть до берега, Като направил свой самолет вертикально в море - раньше Като не раз говорил, что сделает именно так, если будет сбит вдалеке от берега. Остальные два японских летчика немедленно повернули назад, чтобы сообщить всем о гибели командира.

"Бленхейм" вернулся на базу невредимым. Вскоре английская разведка выяснила, кто был пилотом сбитого самолета. 2 августа 1942 года в 60-ю эскадрилью пришло сообщение от командующего военно-воздушными силами в Бирме, вице-маршал авиации Д.Ф. Стивенсон (Stevenson):

"Позвольте принести мои поздравления уоррент-офицеру Хаггарду, сержанту Хоуитту и сержанту МакЛаки за их успешные действия в воздухе против четырех истребителей противника в районе аэродрома Акьяб 22 мая сего года. В результате действий экипажа был сбит и погиб командир японской истребительной части подполковник Т.А. Кео Като".


Гибель легендарного командира нанесла ощутимый удар по моральному духу японской армейской авиации в частности и всей японской армии в целом. Посмертно Като был представлен к званию генерал-майора. К моменту своей гибели, подполковник сбил 19 самолетов противника.


Фото легендарного командира.
19,56 КБ
Ки-43-I из 64-го Сентая, пилотированный командиром сентая, майором Татео Като, Бирма, весна 1942 года
Этот Kи-43-I (серийный номер 318) отмечен широкой белой диагональной линией, проходящей сразу за задней кромкой крыльев. Эта линия позволяла пилотам быстро находить своего командира в бою.

Победители Като - сержант МакЛаки (слева) и уоррент-офицер Хаггард

Tags: армия, асы, японская авиация
Subscribe

  • Китаец

    Любопытное со всех точек зрения фото. Китайский "спецназовец", как пишут. Не смог пока идентифицировать где снято это фото.

  • Чечня

    На крайней сдачи на краповый берет, который проходил в Центре Тамбукан находящийся в Ставропольском крае, произошла очередная, но уже из ряда вон…

  • Батальон Призрак

    От авторов: бойцы батальона «Призрак» держат линию фронта в Донбассе на одном из самых напряжённых участков – в районе п. Донецкий, где бои…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments