
Майор Татео Като, командир 64-о сентая в ходе войны
Примечание.
64-й Сентай
Сформирован 01.08.1938 в Манчжурии.
Используемые самолеты : Ки-10, Ки-27, Ки-43("Хаябуса") и Ки-44.
Зона действия: Манчжурия (Халхин-Гол), Китай, Индокитай, Бирма, Таиланд, Одаг-Индия. После войны расформирован в Камбодже.
Комментарии: 64-й Сентай - самый знаменитый среди частей японской армейской авиации. В рядах сентая служило большое количество асов.
Во 2-й Мировой войне сентай одержал 258 (по другим данным - 317) побед за что получил девять благодарностей в приказе.
Татео Като родился в 1904 году, спустя несколько дней после того, как его отец был убит в русско-японской войне.
Ни у кого не было сомнения в том, что молодой Като также выберет военную карьеру, и тот в свой срок поступил в 37-й класс военного училища в июле 1925 года. Самолеты всегда очаровывали молодого кадета, поэтому вскоре Като добился перевода из пехоты в армейскую авиацию. В мае 1927 года он завершает летную подготовку в Токородзаве и направляется в 6-й Хико Рентай (истребительный полк – это старая система обозначений в японской авиции), дислоцировавшийся в то время в Пхеньяне. Там Като настолько хорошо показал себя в пилотировании биплана Кавасаки Ко-2, что командование наградило молодого пилота ценным подарком и позволило провести показательные выступления по высшему пилотажу.
Затем Като работал инструктором в летных школах в Токородзаве и Акено, а в феврале 1936 года его назначили на должность командира одного из чутаев 5-го Хико Рентай.
В июле 1937 года началась война в Китае. 1-й Чутай 2-го Хико Дайтая, который возглавлял капитан Като, был отправлен на фронт. Опытные японские летчики, летавшие на Ки-10, показали свое полное превосходство над китайскими И-15. Напористые японцы начали захватывать превосходство в воздухе.
25 марта 1938 года был лучшим днем в жизни Татео Като. В тот день он сбил четыре китайских И-15. Когда же на вооружение японских авиачастей начал поступать новый истребитель Ки-27, японцы стали полными хозяевами в воздухе. К маю на счету 1-го Чутая было 39 сбитых самолетов противника, при этом собственные потери составили всего три машины. В этот период чутай капитана Като дважды отмечался в приказах командования. В мае 1938 года Като вернулся в Японию, имея за плечами девять сбитых самолетов противника - лучший результат в кампании.
Надо, однако, отметить, что по результатам современных исследований обе стороны конфликта очень сильно завысили свои счета побед – русские в 4 раза, японцы в 6 раз.
Прежде чем получить назначение на должность командира 64-го Сентая, Като поступил в военную академию и стал работать при генштабе. В это время его направляют в командировку в Европу, где он знакомиться с организацией люфтваффе.
Диспозиция перед войной выглядела так.
Японские ВВС, предназначенные для действий на Бирме и Малайе, перебазировались на аэродромы в Индокитае (в их число входил и 64-й). Сентай майора Татео Като (35 Ки-43-I и 6 Ки-27) базировался на аэродроме Дуонг-Донг, острове Фу-Куок.
В первые дни после начала войны на Тихом океане, сентай майора Като участвовал в сопровождении японских кораблей, шедших к Малайям.
2-й чутай лейтенанта Тадао Такаямы патрулировал конвой до сумерек. На смену им взлетело шесть Ки-43, ведомых Като.
Из-за плохой погоды и наступившей темноты группа Като вышла к конвою лишь в 19:10. Уже в 20:00 самолетам пришлось возвращаться, поскольку топливо кончалось. На обратной дороге истребители шли за бомбардировщиком, который вел весь отряд. В кромешной темноте три истребителя потеряли строй и пропали без вести.
Утром 8 декабря над районом высадки японского десанта в Кота-Бхару произошли первые воздушные бои. Самолеты 64-го сентая столкнулись с машинами 34-го дивизиона RAF (Blenheim Mk IV), летевшими бомбить десантные корабли. Лейтенант Йохеи Хиноки заявил один сбитый «Бленхейм». В действительности лишь один «Бленхейм» (V 5827) получил повреждения и совершил вынужденную посадку на аэродроме Мачанг. Отбомбившись, английские самолеты направились в Баттеруорт, чтобы там пополнить запасы топлива и боекомплект
Мы не будем здесь очень уж подробно рассматривать все бои 64-о сентая, остановимся лишь на тех, в которых участвовал Като.
22 декабря над Куала-Лумпуром состоялась самый большой воздушный бой малайской кампании. 18 Ки-43 из 64-го сентая, ведомые майором Такео Като, вылетели из Кота-Бхару и прибыли в район Куала-Лумпура в 11:40. Самолеты шли на высоте около 4000 метров. Пилоты 2-го чутая лейтенанта Тадао Такаямы первыми обнаружили 15 летевших ниже «Буффало» и атаковали их. Вскоре подоспели остальные «Хаябусы».
Всего пилоты 64-го сентая заявили одиннадцать сбитых самолетов противника, а еще четыре машины учли как сбитые вероятно. Три самолета записал на свой счет лейтенант Такаяма, а по одному -майор Като и еще 5 пилотов. Сам командир 2-го чутая, лейтенант Такаяма погиб в этом бою. По рапорту одного из пилотов чутая, у командирской машины отвалилось крыло, когда Такаяма выходил из пике. Однако на упавшем самолете отчетливо были видны следы многочисленных попаданий, поэтому можно предположить, что Такаяма был все же сбит. 453-й дивизион понес в том бою ощутимые потери: пять машин было сбито, а четыре получили повреждения. Сержант Мак Рид таранил японский истребитель и при этом погиб. По одному сбитому истребителю (почему-то опознанных как Me 109) записали на свой боевой счет сержанты Гриффите и Клер. После гибели лейтенанта Такаямы все Ки-43-I прошли проверку. В крыльях шести «Хаябус» обнаружились трещины. Эти самолеты удалось отремонтировать в течение ночи.
После серии боев 64-й сентай перебросили в Голландскую Ист-Индию.
Там Като едва не погиб - во время налета на Яву он, оторвавшись от основных сил, был по ошибке атакован летчиками из 3-о кокутая – элитная морская истребительная часть.
Самолет Като был поврежден, но он смог уйти и благополучно совершить вынужденную посадку.
После падения Явы сентай Като был переброшен в Бирму.
Надо отметить, что майор негативно относился к индивидуальным победам и поощрял коллективные действия пилотов. В отличие от командиров других сентаев, Като запрещал своим летчикам обозначать победы на фюзеляже.
Также – то, что Като сам вылетал на боевые задания, что было очень не характерно для командиров его уровня.
22 мая 1942 года аэродром, где базировался сентай подвергся бомбежке одиночного «Бленхейма». Бомбардировщик с низкой высоты сбросил бомбы на аэродром, затем набрал высоту и начал уходить над Бенгальским заливом.
Несмотря на элемент неожиданности, японцы успели поднять в воздух несколько истребителей Ки-43 64-го Сентая. Первым англичанина обнаружил старший сержант Йосито Ясуда (10 воздушных побед). Однако экипаж "Бленхейма" сумел организовать должный отпор и бортстрелок "Джок" МакЛаки «подбил» японца меткой очередью. Самолет Ясуды, получивший тяжелые повреждения, едва дотянул до аэродрома.
Следующим атаковал английский бомбардировщик капитан Масудзо Отани, но и его самолет получил порцию свинца из пулемета Виккерс и капитану ничего другого не оставалось, как повернуть назад.
Наконец англичан атаковал сам подполковник Татео Като, шедший во главе тройки Ки-43-1-Хей. Като первым устремился в атаку, но промахнулся и когда снова набирал высоту подставил брюхо. "Джок" Маклаки снова оказался на высоте и «пробил» самолет подполковника от кока винта до кончика хвоста. Ки-43 Като загорелся.
Очевидно понимая, что ему не дотянуть до берега, Като направил свой самолет вертикально в море - раньше Като не раз говорил, что сделает именно так, если будет сбит вдалеке от берега. Остальные два японских летчика немедленно повернули назад, чтобы сообщить всем о гибели командира.
"Бленхейм" вернулся на базу невредимым. Вскоре английская разведка выяснила, кто был пилотом сбитого самолета. 2 августа 1942 года в 60-ю эскадрилью пришло сообщение от командующего военно-воздушными силами в Бирме, вице-маршал авиации Д.Ф. Стивенсон (Stevenson):
"Позвольте принести мои поздравления уоррент-офицеру Хаггарду, сержанту Хоуитту и сержанту МакЛаки за их успешные действия в воздухе против четырех истребителей противника в районе аэродрома Акьяб 22 мая сего года. В результате действий экипажа был сбит и погиб командир японской истребительной части подполковник Т.А. Кео Като".

Гибель легендарного командира нанесла ощутимый удар по моральному духу японской армейской авиации в частности и всей японской армии в целом. Посмертно Като был представлен к званию генерал-майора. К моменту своей гибели, подполковник сбил 19 самолетов противника.

Фото легендарного командира.

Ки-43-I из 64-го Сентая, пилотированный командиром сентая, майором Татео Като, Бирма, весна 1942 года
Этот Kи-43-I (серийный номер 318) отмечен широкой белой диагональной линией, проходящей сразу за задней кромкой крыльев. Эта линия позволяла пилотам быстро находить своего командира в бою.

Победители Като - сержант МакЛаки (слева) и уоррент-офицер Хаггард