Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Необычные асы

Сегодня речь пойдет о летчиках-асах, которые добились своих побед ... на гидросамолетах!

58,77 КБ
Петти-офицер 1 класса Киюми Катцуки, второй по результативности летчик, летавший на гидросамолетах


Примечание - картинки-превьюшки кликабельны, весят от 45 до 200 кб.


За всю войну только два летчика гидросамолетов японской морской авиации стали асами.
Одним из них и являлся Киюми Катцуки.

Поговорим же о Киюми.
Катцуки родился в префектуре Фукоока в апреле 1919 г., вступил добровольцем в военно-морской флот, а к маю 1941 г. он уже стал летчиком гидро­самолета-разведчика.

Перед началом войны на Тихом океане Катцуки служил на тендере «Читозе». В первые месяцы войны летчик на биплане F1M «Пит» совершил большое количество разведывательных полетов над Филиппинами и голландской Вест-Индией.
Уточню, что "Пит" представляла из себя биплан, вооруженный 3 7.7 мм пулеметами, с 2-я 60 кг бомбами и максимальной скоротью 370 км/ч


База гиросамолетов на Шортленд, F1M «Пит»

11 января конвой японских кораблей с десантом морской пехоты двигался к порту Кима, Северный Целебес. Проводке конвоя пытались мешать семь базировавшихся в Минадо голландских и американских летающих лодок PBY «Каталина». Катцуки и его однополчане атаковали на своих бипланах «Пит» неприятельские гидросамолеты.
Катцуки сбил одну «Каталину» - голландский PBY с бортовым номером Y-58 из эскадрильи GVT-17.

В сентябре 1942 г. летчика перевели на передовую базу гидросамолетов, расположенную на острове Шортлэнд. Отсюда японские гидро­самолеты совершали полеты на разведку прилегающих к Гуадалканалу акваторий.
4 октября в ходе патрулирования воздушного пространства над японской эскадрой Катцуки обнаружил пять бомбардировщиков В-17, летевших под прикрытием четверки истребителей. Катцуки пытался сорвать удар американских самолетов по транспорту гидроавиации «Ниссин». Японский летчик атаковал «Летающую крепость» - В-17Е из 72-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США, кораблем командовал лейтенант Дэвид Иверитт. Катцуки атаковал сзади сверху, и сразу понял, что шансов сбить огромный бомбардировщик пулеметным огнем у него нет.
Тогда Катцуки вышел из атаки, развернулся и таранил В-17 спереди снизу. Удар пришелся по правому крылу и килю «Крепости». Из экипажа бомбардировщика спаслись только второй пилот и наблюдатель. Обоих подобрал эсминец «Акицуки».

За этот бой Катцуки получил персональную благодарность в приказе от командира «Читозе» кэптена Таматцу Фурукавы и был награжден специальным знаком отличия - золотым шевроном.

Летчика вскоре после совершения им тарана отозвали в Японию для переучивания на гидросамолет-истребитель «Руфь», он же - модификация фирмы Накадзимы A6M2, более известного как Zero.

Гидросамолеты «Руфь» на борту тендера «Камикава Мару», август 1942 года, по пути к о. Шортланд.

Переподготовка проходила на военно-морской базе Йокосука. Освоив новый гидроплан, Катцуки в июле 1943 г. получил назначение в 452-ю авиагруппу, которая дислоцировалась на Алеутских островах в Шумшу. Почти сразу после прибытия героя на Алеуты, начались налеты тяжелых бомбарди­ровщиков В-25 и В-24 из состава 11-й воздушной армии ВВС США на острова Парамушир и Атту. В одном из вылетов в промежутке между ав­густом и октябрем 1943 г. Катцуки сбил бомбардировщик В-25.

12 сентября майор Фрэнк Кэш из 404-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США вел группу «Либерейторов» на бомбежку острова Пара­мушир. На отражение налета поднялись в воздух десять гидросамолетов и несколько истребителей Ки-43 «Оскар» из 54-го сентая японских ВВС. Катцуки и четыре других летчика гидросамолетов сбили два бомбардировщика В-24, в том числе - самолет майора Кэша.

Петти-офицер 3-го класса Катцуки вместе с другими уцелевшими летчиками гидросамолетов был эвакуирован в Японию на борту под­водной лодки I-36 после того как замерзла акватория алеутской базы. В Йокосуке летчик освоил новейший гидроплан Каваниши N1K «Рекс».


Это была уникальная машина. Во-первых, была произведена в кол-ве 97 штук.
Во-вторых, как это ни странно послужила основой для разработки качественно нового истребителя-перехватчика - N1K-J «Shiden», он же «Джордж». Именно эта машина пошла в серию для элитного 243 сентая Минору Гэнда, где под конец войны были собраны одни асы-эксперты. Именно на этой машине один из лучших японских асов Каниюши Муто принял бой в одиночку против 12 «Хэллкэтов» и сбил 4-х из них, вынудив остальных отступить.

По завершении переучивания Катцуки получил назначение в 934-ю авиагруппу. Группа базировалась на острове Амбон в юго-западной части Индонезии. В январе Катцуки на «Рексе» сбил В-24; это была самая первая победа, одержанная на гидросамолете Каваниши N1K. Вскоре после этого успеха 934-ю группу расформировали, а пилотов направили переучиваться на нормальные истребители «Зеро». Большинство летчиков затем получило назначение в 381-ю авиагруппу. Катцуки принимал участие в обороне нефтяных месторождений Баликпапана, над Сингапуром он сбил два американских самолета.

В феврале 1945 г. летчик вернулся в Японию, где получил назначение а авиабазу Омура. Последние месяцы войны он летал на истребителе «Рэйден».

Киюми Катцуки одержал в воздушных боях 16 побед, семь из них - на гидросамолетах.

К сожалению, об асе номер 1 – Эитоку Матсунаги (8 побед) практически ничего не известно, кроме того, что он прошел через всю войну и стал военным историком.
Он летал в 934-м кокутаи, на F1M и A6M2-N. Последний нес отличительный знак (довольно стандартный среди японских асов) – желтая молния на борту.

О другом летчик-асе Кейцо Ямацаки (802 кокутаи) будут говорить фотографии.

Самолет Кейцо. На этом самолете с номером NI-118 Кейцо 13 февраля 1945 г. сбил «Аэрокобру».

Отметки о победах на том же самолете.

База Имейдзи, Маршалловы о-ва, 27 мая, 1943 года. Самолет Кейцо – второй слева.

На сегодня все. (-_^) :)
На следующий раз будет легендарный летчик-ас армейской авиации, командовавший сентаем в ходе войны.

Да, небольшой презент от меня - воллпейпер 1280*1024

Tags: асы, флот, японская авиация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments