Итак, что мы имеем?
Имеется разделение на армейскую и флотскую авиации.
Последняя находится в привелигированном положениии, как по качеству, отбору и подготовке личного состава, так и по технике - морские самолеты по своим характеристикам превосходили армейские аналоги.
Авиации флота находится по командованием Дайхонэй (Императорская Верховная Ставка), перед которой непосредственно отчитывался Гунрэйбу Сото (начальник Генерального Штаба ВМФ). Ему подчинялся Кайгун Коку Хомбу (штаб авиации флота), который отвечал за выбор самолетов, моторов и оборудования, за проведение испытаний, за обучение летчиков и технического персонала.
Оперативный контроль за авиационными подразделениями осуществляли отдельные Кантай (флоты), Коку Кантай (воздушные флоты), Хомэн Кантай (флоты районов). Авианосные самолеты были расписаны по Коку Сэнтай (дивизиям авианосцев), которые придавались Воздушным Флотам. Обычно в дивизию входили 2 авианосца.
В ходе реорганизации появились Кокутай (морские авиакорпуса), причем в состав авиакорпуса входили либо базовые самолеты, либо авианосные самолеты Воздушного Флота.
Базовая авиация обычно состояла из Воздушных Флотов, которые делились на Коку Сэнтай (воздушные флотилии), которые в свою очередь подразделялись на Кокутай.
Как видим, структура и обозначения выглядят достаточно запутанными.
Авиагруппы имели номера или собственные названия. Названия давались, как правило, по аэродрому базирования или воздушному командованию (авиагруппы Иокосука, Сасебо и т.д.). За редким исключением (авиагруппа Тайнань) когда авиагруппу перебрасывали на иностранные территории название сменялось номером (авиагруппа Каноя, к примеру, стала 253-й авиагруппой).
Номера между 200-м и 399-м были зарезервированы за истребительными авиагруппами, между 600-м и 699-м - за комбинированными авиагруппами. Авиагруппы гидроавиации имели номера между 400-м и 499-м.
Палубные авиагруппы носили названия авианосцев (авиагруппа "Сёкаку", истребительная эскадрилья «Сёкаку»).
Кокутай был основной единицей авиации японского флота.
В составе морской авиации имелось порядка 90 кокутаев, по 36-64 самолета в каждой.
Но отдельные авиагруппы имели численность до 150 самолетов.
В каждой авиагруппе имелось три-четыре эскадрильи - хикотай, по 12-16 самолетов в каждой.
Рядовой состав был почти сплошь унтер-офицерским, а вот их командиры - офицерами.
Это интересное отличие от ВВС Запада, где летчики были офицерами.
Низшей единицей в японской авиации был - сетай - звено.