Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Categories:

Вот ведь люди были...

...под катом отрывок из книги "100 сталинских соколов".
Из предисловья:
После войны 1941–1945 гг. Академия командно-штурманского состава ВВС широко распахнула свои двери для офицеров-участников войны. Они имели огромный боевой опыт, но не имели теоретических знаний.
...В 1946 г. начальник академии маршал авиации Федор Яковлевич Фалалеев... подал нам идею о создании сборника поучительных тактических приемов и способов выполнения боевых задач, которые применяли нынешние слушатели во время войны... родилось содружество теоретика и практика: в процессе работы над сборником возникали взаимные вопросы Героев и преподавателей, споры и доказательства, сборник писался и редактировался одновременно. Из всех боевых эпизодов были отобраны 100 лучших, они были сгруппированы по родам авиации и получилась книга «Сто сталинских соколов в боях за Родину». Авторский коллектив представлял истребительную (42 летчика), бомбардировочную (11), штурмовую (39) и разведывательную (8) авиацию. Среди авторов 79 награждены золотой медалью Героя один раз (напомним, что за время войны таких авиаторов было 2271), 20 — дважды (почти треть из 65 лечиков дважды Героев) и один — трижды, это прославленный воздушный ас И.Н. Кожедуб (трижды Героев-летчиков было двое, другой трижды Герой А.И. Покрышкин в ВВА не учился).
Долгие годы эта книга служила учебным пособием по тактике воздушных боев и сражений как для слушателей академии, так и для летчиков, командиров строевых авиационных частей. Сожалею, что книга была закрыта, а со временем практически исчезла. Взамен же ее так и ничего не было создано. (Из воспоминаний одного из авторов книги, генерал-лейтенанта авиации в отставке, Героя Советского Союза Аркадия Федоровича Ковачевича).

В 2005 году изд-ва ЯУЗА и ЭКСМО выпустили переиздание этой, без преувеличения, драгоценной книги.


За годы Отечественной войны наш полк провел много успешных воздушных боев с истребителями противника ФВ-190, действовавшими в качестве штурмовиков.
Большинство из них падает на период 1944–1945 гг., когда мы входили в состав 2-го Прибалтийского фронта. Наши наземные войска успешно продвигались в направлениях городов Рига и Тильзит.
Немцы, как известно, не смогли создать самолет-штурмовик, поэтому широко использовали истребитель ФВ-190 в качестве штурмовика.
Эффективность штурмовых действий ФВ-190 была невысокая, однако приходилось с ними считаться. Нельзя было допустить, чтобы наши наземные войска несли потери от штурмовых действий ФВ-190 и тормозилось наше победоносное продвижение.
В апреле 1944 г. нам была поставлена задача: непосредственным патрулированием звеньев со сменой патруля через 40 минут (перекрытие 10 мин.) прикрыть наземные войска в районе Бауска.
Первым на выполнение поставленной задачи вылетело звено во главе с командиром эскадрильи гв. ст. лейтенантом Горбуновым. Мое звено находилось в готовности № 1. Спустя 20 минут после вылета, звено Горбунова обнаружило 8 ФВ-190 и завязало с ними воздушный бой, о чем гв. ст. лейтенант Горбунов передал по радио на КП командира полка. На помощь звену Горбунова (по сигналу с КП) вылетело мое звено.
При подходе к линии фронта я связался по радио со станцией наведения и звеном Горбунова. Горбунов сообщил, что успешно закончил воздушный бой и возвращается на свой аэродром. Я пошел в район патрулирования.
Вскоре я заметил впереди и ниже себя, примерно на высоте 2000 м, две группы ФВ-190, идущих навстречу моему звену. Группы шли с превышением одна над другой. Боевой порядок первой группы, состоящей из 16 ФВ-190, был плотно сомкнутый правый «пеленг» звеньев. Боевой порядок верхней группы, состоящей из 6 ФВ-190, представлял разомкнутый фронт. По боевым порядкам истребителей противника нетрудно было догадаться, что нижняя группа представляет собой ударную группу штурмовиков, а верхняя — ее прикрытие.
Истребители прикрытия, углубившись на нашу территорию, стали делать левый разворот, причем группа прикрытия опустилась на высоту ударной группы и сделала разворот позже, оторвавшись от основной группы.
Мы находились на солнечной стороне выше противника. Видимо, не замечая нас, вся группа ФВ-190 развернулась влево и мы оказались сзади нее.
Оценив обстановку, я приказал паре гв. капитана Кузнецова связать боем группу прикрытия, сам же парой с летчиком гв. лейтенантом Князевым пошел в атаку на ударную группу.
Паре Кузнецова легко удалось выполнить мой приказ, причем с первой же атаки был сбит один ФВ-190.
Атака моей пары совпала с моментом, когда ударная группа ФВ-190 растянулась попарно, снижаясь для атаки.
Высота, скорость и солнце дали возможность подойти вплотную к самолетам противника с задней полусферы и расстреливать их в упор. Наша пара зажгла один за другим 3 ФВ-190. Но после третьего сбитого самолета противник заметил нас и резким разворотом стал в левый круг, сбрасывая бомбы куда попало. Я, используя преимущество в высоте и скорости, продолжал атаковывать задние самолеты. Вскоре образовался замкнутый левый круг. Замыкающей была моя пара.
Немцы старались сделать вираж как можно круче. Одни с целью зайти в хвост моей паре, другие — чтобы уйти из-под удара. Сделав шесть кругов, немцы потеряли высоту до 400 м.
Я же со своим ведомым, когда замечал, что ФВ-190 заходят мне в хвост, выскакивал вверх и снова продолжал атаковывать противника. На одном из виражей один ФВ-190 сорвался в штопор и врезался в землю, три ФВ-190 перешли на бреющий полет и ушли на свою территорию. Оставшиеся ФВ-190 активизировались и стали переходить от обороны к нападению.
Во время боя я заметил в стороне и выше себя еще две группы ФВ-190, которые шли в нашем направлении. Но как только эти две группы приблизились к нам, их внезапно атаковали сверху звенья ст. лейтенанта Зибарова и гв. ст. лейтенанта Мешкова, которые пришли на помощь моему звену. Внезапно атакованные подошедшими в район боя нашими истребителями, ФВ-190 частично спикировали. Образовался общий бой в три яруса. В результате удачного маневра мне и моему напарнику гв. лейтенанту Князеву удалось зайти в хвост двум ФВ-190 и сбить их.
Однако моя пара уже находилась в невыгодных условиях. Вновь подошедшие истребители то и дело атаковывали меня сверху. Предупредив по радио ведущих, мы перешли на набор высоты. Когда превышение над противником было достигнуто, мы снова вступили в бой.
В это время наземная радиостанция сообщила о приближении в нашем направлении еще 12 ФВ-190. Я приказал звену Мешкова, находившемуся в верхнем ярусе, набрать высоту и быть готовым для отражения атаки. Однако этой группе не удалось подойти к нам, так как она была своевременно атакована группой командира полка, вышедшей для наращивания боя.
Понеся большие потери и не имея возможности выполнить своей задачи (в результате нашего активного противодействия), истребители противника парами и по одному стали выходить из боя.
Бой длился в течение двадцати минут. Со стороны противника в этом бою участвовало до 60 ФВ-190, с нашей стороны 22 самолета «Аэрокобра».

В результате воздушного боя нами было сбито 16 ФВ-190 без единой потери с нашей стороны. Моя пара сбила 5 ФВ-190, лично я сбил три.
Нашей победе способствовали: близость базирования к линии фронта; отличная система оповещения и радионаведения, а также отличная радиосвязь между самолетами; активное ведение боя, навязывание противнику своей воли; слетанность пар, звеньев и отличная техника пилотирования; грамотный выбор тактических приемов ведущими и четкое взаимодействие звеньев, пар; упорство в достижении цели; четкая организация наращивания сил в бою.

ДОСЬЕ НА ПОДПОЛКОВНИКА ЛИХОБАБИНА

ЛИХОБИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ.
Родился 27 января 1916 г. в селе Ширяево Воронежской губернии. Окончил 7 классов, экстерном окончил рабфак и поступил в техникум советской торговли, одновременно занимаясь в аэроклубе. В 1940 г. окончил летное училище. На фронте Лихобабин с ноября 1941 г. Более года сражался в составе 402-го истребительно-авиационного полка, формировавшегося главным образом из летчиков-испытателей. В конце 1942 г., при выводе 402-го истребительно-авиационного полка с фронта на доукомплектование, был переведен в 485-й истребительно-авиационный полк.
Капитан Лихобабин отличался точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой. Однажды, во время «визита» трех немецких истребителей, он взлетел, несмотря на риск быть расстрелянным на разбеге, с ходу атаковал противника, сбил одного и сразу же, выполнив «полубочку», подбил второго. Третий «охотник» на форсаже, с пикированием ретировался. К концу войны зам. командира 72-го гвардейского истребительно-авиационного полка (5-я гиад, 11-й ИАК, ЗВА) гвардии майор Лихобабин совершил 321 боевой вылет, провел 60 воздушных боев, где лично сбил 30 и в группе 9 самолетов противника. Он сражался на Северо-Западном, 1-ми 2-м Прибалтийских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах. Воевал на МиГ-3 в 402-м истребительно-авиационном полку, некоторое время в 1942 г. на «Харрикейнах», позднее на Яках. Среди сбитых им самолетов Ю-88, Хе-111, Me-110, ФВ-189, Me-109, ФВ-190.
Мощный физически и опытный, он легко держал большие перегрузки и был неутомим в боевых вылетах. Иногда делал по 5 вылетов в день.
Герой Советского Союза (Указ от 26.10.44).
Награжден орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.
После войны Лихобабин окончил Военно-воздушную академию. Летал на реактивных истребителях до 1961 г. В 1962 г. вышел в отставку в звании полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово. Умер 26 апреля 1994 г.
Tags: Асы, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments