

25 ноября 2005 года в окрестностях Мазари-Шариф, Афганистан, по дороге двигалась колонна из пяти "белых", не бронированных, Toyota Landcruiser. Согласно имевшейся тогда стратегии военное присутствие должно быть "ненавязчивым" - шведские военные могли бы завоевать доверие местного населения, в частности, избегая появляться в полной боевой экипировке и не ездя на тяжелобронированной технике.
В головной машине сидели три сотрудника SSG (СпН ВС Швеции) и переводчик.
В 15:38 справа от колонны было дистанционно подорвано СВУ.
Все четверо в первой машине получили осколочные ранения, но двое "спецов" SSG, сидевших в машине справа - Джеспер Линдблом (28 лет) и Томас Бергквист (30) - были ранены особенно тяжело. Их оперативно доставили в немецкий госпиталь Мазари-Шариф.
Здесь немецкий хирург сообщил, что не способен оказать квалифицированную помощь всем четверым и раненых срочно нужно доставить в госпиталь Кабула, где имелось все необходимое.
Единственно, что могло сделать это быстро - самолет или вертолет.
У Швеции не было своих вертолетов в Афганистане, поэтому был сделан запрос о помощи к немцам. То, что произошло дальше, не поддается разумному объяснению. Согласно туманным формулировкам командования, переговорный процесс чрезвычайно затянулся из-за "бюрократических проволочек и несогласованных действий". В итоге, Джеспер и Томас были доставлены в Кабул только 8 часов спустя(!).
Джеспер скончался во время операции.
Томас был доставлен в Швецию, где умер от ран 9 декабря.
Для Швеции это был мощный удар.
Во-первых, впервые за много лет ее солдаты погибли в бою
Во-вторых, впервые широкая общественность вообще узнала о существовании SSG.
Друзья описывали Линдблома как "обычного парня из Скёвде". Активный, общительный, выдающийся спортсмен в легкой атлетике. После службы в армии в качестве командира отделения в Kustjägarna, он прошел подготовку офицера запаса.
Однажды он уведомил своих родителей, что хочет попасть в SSG.
Интервью 2012 года с семьей Линдблома.
Анна, мать:
- Мое сердце забилось очень быстро и я спросила его - ты будешь участвовать в бою и рисковать своей жизнью? Он ответил, да, мама, но я знаю чего хочу, я внести свой вклад в безопасность страны.
В 1999 году, в возрасте 22 лет, Джеспер стал вероятно самым молодым сотрудником SSG на тот момент.
- Джеспер любил сложные задачи. Он всегда был таким позитивным и позитивным, никогда не боялся. Я сразу заметила, что он действительно нашел дело по себе, когда стал частью SSG .
- Я знаю, что он был в Афганистане дважды, был на Балканах и в Конго. Я была его контактным лицом, то есть выбранным человеком вне SSG, которому он мог бы сообщить о своей работе.
- Вы волновались?
- Да, но в то же время я знала, что они были специально обучены и подготовлены в мельчайших деталях. Он много общался со своими коллегами по SSG. Они были невероятно близки друг к другу и были как одна семья.
- После гибели Джеспера, я контактировала с несколькими коллегами своего сына. Они нисколько не похожи на киношного "Рэмбо". В быту они такие же милые и мягкие ребята, как и все, но просто с особой работой.
- Изменился ли Джеспер за время пребывания в SSG?
- Он продолжал оставаться таким же счастливым и позитивным парнем, но было очевидно, что работа сильно "нагружает" его. Когда Джеспер вернулся домой из Конго в 2003 году, мы заметили, что случилось что-то, с чем ему было трудно справиться. Джеспер не особо много говорил об этом, но из газет я поняла, что они там пережили много трудностей. Криминальные банды, состоящие из детей-солдат, разоренные деревни… Он был обучен справляться с самыми тяжелыми ситуациями, но это сильно повлияло на него.
У Джеспера были мысли о том, чтобы бросить армию и подать заявление в Шведское агентство спасательных служб, но этого так и не произошло. Ему нравился SSG, и он считал свою работу важной.
Сегодня, мемориал памяти о Джеспере Линдбломе ежегодно присуждает стипендию в размере 10 000 шведских крон тому члену спецназа, который работает "в духе Джеспера Линдблома".
- Джеспер был лидером и образцом для подражания во многих отношениях, но, прежде всего, он был позитивным парнем, который действительно заботился о своих товарищах.
В отличии от Линдблома, Бергквист сделал контактным лицом свою девушку. Поэтому его родители ничего не знали о его службе и похороны стали для них настоящим открытием, когда они увидели похоронные венки от министра обороны и верховного главкома. Также, на гробу Томаса были три медали, которые можно получить только участвуя в боевых действиях. Дополнительно, родителям показали серию слайдов, иллюстрирующих службу Томаса в SSG.
Во время миссии в Конго в 2003 году Томас и ряд других солдат SSG вместе с французскими спецназовцами сражались против местной партизанской группировки. Это было очень кровавое столкновение - около 20 партизан были убиты, а европейцы неоднократно были на волоске от гибели.
Родители считали, что их сын работает в службе охраны аэропорта. Они были шокированы случившимся и впоследствии отказались от каких-либо контактов с прессой.
Руководство ВС Швеции сделало выводы из инцидента.
Были закуплены вертолеты UH-60 Black Hawk и "миноустойчивые" бронеавтомобили RG-32.