Посмотрел на днях фильм "Честь капитана". Любопытный и интересный фильм.
Франция, начало 80-ых.
Телевизионное шоу, обсуждают итоги войны в Алжире.
Показывают хронику, как солдаты несут своего погибшего командира на носилках.
Участник шоу, интелигент-профессор, бросает ремарку, что "все они были убийцы и палачи, пытавшие невинных алжирцев". (что-то это уже напоминает, да?). И называет имя и звание человека, чей труп несут на кадрах - капитан Марсель Карон.
Передачу смотрит вдова капитана. Она плохо знала своего мужа, не вылезавшего из учений и командировок, но ее донельзя ранит заявка "профессора" и она вызывает его в суд за клевету.
Поначалу никто не хочет ворошить прошлое, ведь Алжир это незаживающая рана Франции, и ей поначалу все отказывают. Но постепенно, задетые за живое, на помощь вдове приходят как друзья-ветераны погибшего, его бывшие подчиненные, так и дядя-адвокат.
В суде начинается разбор последних 18 дней жизни капитана, чтобы понять кем он был, ради чего сражался и что делал.
В ход идут воспоминания очевидцев и письма капитана жене.
Адвокат профессора идет на всевозможные ухищрения, чтобы доказать, что капитан был палачом и убийцей.
Не буду спойлерить ход фильма, но итоговый посыл - никому нельзя плевать на могилы павших солдат, тем более своих. Капитан Марсель Карон, ветеран Сопротивления и войны во Вьетнаме, погиб за Францию на ее земле (Алжир в то время был частью Франции), отдав свою жизнь, как от него этого требовал один из пунктов контракта.
Финальный твист немного ошеломляет, но по итогу просмотра вы должны все понять.
Вдова, после суда, спрашивает друга ее мужа - "а что в итоге-то случилось с пропавшим алжирцем?", ведомая какой-то своей женской интуицией.
И ответ ее ошеломляет. Нет черного и белого..
Фильм очень хорошо снят, просто слов нет. В наше гребаное время толерантности и политкоректности современные режиссеры совсем не умеют в баланс, вечно заваливаясь в одну сторону. Здесь же просто пример того как надо снимать.
Да, по нынешним временам, батальные сцены крайне скупые, но как я понимаю это почерк режиссера.
Шёндёрффер, напомню, сам ветеран войны в Индокитае, был в Дьенбьенфу.
Я уже обозревал другой его фильм 317-й взвод.