МОЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ МИННЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ.
Преодолевая минные заграждения в «серой зоне» мне довелось сталкиваться с минами ОЗМ-72, МОН-50, 90, 100. (Однажды видел МОН-200, правда обезвреженную), ПМН-2, а также фугасами на основе артиллерийских снарядов и ТМок. В больших кол-вах попадались растяжки с гранатами.
Все эти мины, кроме ПМН, ставятся на растяжку, поэтому важно обнаружить «лучи» исходящие от этих ужасных штук. Сделать это можно при помощи сапёрного щупа или обычной лозины.
Главное правило – не спешить, всё внимательно осматривать. Поднимать палочкой траву, листву. В «зелёнке» нужно быть внимательным вдвойне т.к. «лучи» могут быть не только под ногами, а ещё и на уровне груди. Тропинки, проходы между деревьями в зарослях – требуют особого внимания. На поле и лужайках, как правило, мины могли маскироваться возле отдельно стоящих деревьев или кустов.
Для «лучей» мин как правило применялась «птуровская» проволока, лески или штатная металлическая. Если не спешить и внимательно смотреть, то они легко обнаруживаются. Я слышал о каких-то спецпроволоках, толщиной с паутину, но своими глазами никогда этого не видел. При обнаружении «луча», я смотрел, куда же он всё-таки идёт, а затем перекусывал его «щипчиками» для ногтей, в нескольких местах. «Щипчики» идеально подходят для этих целей и не занимают много места.
Я не увлекался съёмкой мин, т.к. возле МОН или ОЗМ вполне себе могли стоять ПМНки, в расчете на любителя похвастаться обезвреженной миной. У меня есть конкретный пример, когда так человек потерял ногу и глаз.
Часто спрашивают, использовали ли мы «кошку» для сдёргивания мин на растяжке. У сапёров я видел «кошки», но нам они были ни к чему. Я не представляю, как под носом у противника, я буду сдёргивать «озимую».
Обнаружить ПМНку очень сложно, даже если ты точно будешь знать, что она где-то тут стоит. Конечно, в особо опасных местах я старался исследовать каждый сантиметр, но эффективно проверить весь маршрут группы нереально. ПМН — коварная тварь. Бывало такое, что люди там ходили по несколько раз и на 10-20й раз всё же кто-то на неё наступал. Слава Господу у нас в группе такого не случалось.
Знаю человека, который снял в своей жизни 150 ПМНок, но 151я оторвала ему ногу.
При передвижении я выбирал места с невысокой травой, чтобы «лучи» было заметней. В «зелёнке», наоборот, шли по бурелому, где минирование маловероятно. Если трава была по пояс, я шёл медленно, высоко поднимая и сгибая ноги в коленях, чтобы не потянуть «луч» и внимательно посмотреть, куда я ставлю ногу.
Ещё раз скажу, что никаких других правил, кроме как внимательность и осторожность при поиске минных заграждений нет! Во время похода глаз может «замыливаться» или со временем ты устаёшь и уже не так внимателен. Лучше не спешить, отдохнуть или поменяться с товарищем.
У меня нет опыта боёв в городе, поэтому не знаю никаких нюансов по минированию на таком участке военных действий. Мне приходилось досматривать разбитые сёла. Я был аккуратен при входе в калитки и ворота, проломы, двери и окна. Всё тоже самое – внимательность и отсутствие спешки.
Абсолютно не представляю как можно искать мины ночью.
К моему большому счастью мне не попадались какие-то сапёрные заморочки, типа, МОН с датчиками движения и т.д., а то бы сейчас я это не писал.
В завершении скажу, что я не имел никакого военного образования. Один раз с нами провели занятия по сапёрному делу, где рассказывали, всё то, что можно почитать в интернете: какое ВВ в мине, поражающий элемент и т.д. Надо менять подготовку и не тратить время на такие моменты, а лучше попрактиковаться в поиске учебных мин. Из-за недостатка подготовки, наверно, я делал что-то неправильно, хотя сопровождая штатных, сапёров я не увидел для себя ничего нового.
Как обычно это бывает, умные и образованные люди, когда пришло время защищать Родину остались дома и по минным полям пришлось ходить дуракам.
Осмелюсь сказать, что элитность твоего подразделения и подготовки не убережет тебя от подрыва на мине. Гибель офицеров «Альфы» СБУ в ноябре 2019 года и ЦСН ФСБ в Сирии тому подтверждение.