Главные герои эпоса — воины не слишком сильного клана из захолустного туата, Аодх и Дуан. Аодх физически слабоват и трусоват, но зато умён и, как потом окажется, владеет волшебной бронёй. Дуан же здоровенный, могучий и агрессивный, убивает направо-налево только так.
Вождь клана отправляет Аодха и Дуана к колдуну, секреты которого желает узнать. Колдун оказывается не робкого десятка: он призывает себе на помощь фамильяров, в итоге Аодх и Дуан вынуждены убить всех. Это очень злит вождя, но тот даёт героям новое поручение: совершить крупную сделку по редким товарам.
Аодх и Дуан отправляются в путь, но на месте их ждёт засада: бесчестный человек на службе верховного короля Ирландии наводит на них дружину другого клана. Героев не убивают, но они теряют и деньги, и товары.
У Аодха и Дуана нет иного выбора. кроме как решить ситуацию собственными силами. Они проникают в замок подлеца, пытают его и получают информацию о воинах вражеского клана. В бою они побеждают и похитителей товара (застав их врасплох) и ещё одну дружину, которая имела собственные интересы в данной ситуации. Аодх тяжело ранен, но Дуан находит лекаря, который спасает жизнь его друга.
После этого Аодх и Дуан решают, что больше не хотят рисковать жизнью почём зря. Прихватив все ценности, они отправляются в английские земли, где хорошо устроился их старый друг — по его словам, за пределами Ирландии уже совсем другая жизнь. Цивилизованная и сулящая перспективы. В конечном счёте Аодх и Дуан становятся богатыми феодалами: в финальной сцене они вспоминают былое, сидя в прекрасном зале величественного замка.
Думаю, многие уже догадались: на самом деле такой баллады не существует. Я только что пересказал вам сюжет всем известного фильма Алексея Балабанова про 90-е в России.
Но как видите, это работает! Причём дело не только в смене декораций, как в случае ряда экранизаций Шекспира ("Кориолан", "Ромео + Джульетта"). Эту историю можно рассказать совершенно иным набором художественных средств вообще, действительно написав поэму в стиле "Беовульфа", например. И это лишь один из вариантов, на самом деле их больше.
Та же структура мономифа — не уникальный паттерн, и "четыре сюжета" Борхеса не с потолка взялись. Всё действительно повторяется, просто очень по-разному. Всё уже где-то было и ещё многократно будет. И это нормально.
Взято отсель