Александр (mr_aug) wrote,
Александр
mr_aug

Category:

Забавное

Когда я рассказываю про веками универсальные нарративные приёмы, про возможность что угодно отнести к одному из всего четырёх сюжетов Борхеса и всё такое прочее, некоторым поверить трудно. Неужели всё в нарративе всегда работало по одним принципам? Неужели повествование таки можно разобрать до настолько простых глубинных уровней? Хм. Давайте-ка я вам перескажу одну раннесредневековую ирландскую балладу, а потом поясню кое-что на примере этого произведения.

Главные герои эпоса — воины не слишком сильного клана из захолустного туата, Аодх и Дуан. Аодх физически слабоват и трусоват, но зато умён и, как потом окажется, владеет волшебной бронёй. Дуан же здоровенный, могучий и агрессивный, убивает направо-налево только так.

Вождь клана отправляет Аодха и Дуана к колдуну, секреты которого желает узнать. Колдун оказывается не робкого десятка: он призывает себе на помощь фамильяров, в итоге Аодх и Дуан вынуждены убить всех. Это очень злит вождя, но тот даёт героям новое поручение: совершить крупную сделку по редким товарам.

Аодх и Дуан отправляются в путь, но на месте их ждёт засада: бесчестный человек на службе верховного короля Ирландии наводит на них дружину другого клана. Героев не убивают, но они теряют и деньги, и товары.

У Аодха и Дуана нет иного выбора. кроме как решить ситуацию собственными силами. Они проникают в замок подлеца, пытают его и получают информацию о воинах вражеского клана. В бою они побеждают и похитителей товара (застав их врасплох) и ещё одну дружину, которая имела собственные интересы в данной ситуации. Аодх тяжело ранен, но Дуан находит лекаря, который спасает жизнь его друга.

После этого Аодх и Дуан решают, что больше не хотят рисковать жизнью почём зря. Прихватив все ценности, они отправляются в английские земли, где хорошо устроился их старый друг — по его словам, за пределами Ирландии уже совсем другая жизнь. Цивилизованная и сулящая перспективы. В конечном счёте Аодх и Дуан становятся богатыми феодалами: в финальной сцене они вспоминают былое, сидя в прекрасном зале величественного замка.

Думаю, многие уже догадались: на самом деле такой баллады не существует. Я только что пересказал вам сюжет всем известного фильма Алексея Балабанова про 90-е в России.

Но как видите, это работает! Причём дело не только в смене декораций, как в случае ряда экранизаций Шекспира ("Кориолан", "Ромео + Джульетта"). Эту историю можно рассказать совершенно иным набором художественных средств вообще, действительно написав поэму в стиле "Беовульфа", например. И это лишь один из вариантов, на самом деле их больше.

Та же структура мономифа — не уникальный паттерн, и "четыре сюжета" Борхеса не с потолка взялись. Всё действительно повторяется, просто очень по-разному. Всё уже где-то было и ещё многократно будет. И это нормально.

Взято отсель
Tags: humor
Subscribe

  • Военные прыжки

    Вчера в группе опубликовал пост про парашютную подготовку спецназа в США, базируясь на видео прыжка датчан в Аризоне.…

  • AGF-2

    Немецкий спецназ KSK тестирует в Эль-Пасо, США новую машину специального назначения AGF-2. Производителем разведывательно-боевой машины 2 (AGF…

  • Сакура

    На прошлой неделе на Литейном, в Ленинграде, зацвела сакура. Поскольку поездка в Японию в ближайшие 5 лет мне не грозит (не зарекаюсь)), то решил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments